|
|
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Маршрут на день2-й день | 08.05.2017 | Хор Вирап, Нораванк, Караундж, Татев, Сатанинский мост | 297 км.В этот день началась автомобильная часть нашего путешествия. Изначально было три варианта организации автомобильного путешествия: Первый. Арендовать машину с местным водителем. Положительных отзывов о таком варианте путешествия довольно много. В Армении эта услуга стоит относительно недорого и пользуется популярностью у туристов. Второй. Можно было арендовать машину напрямую у местных жителей. В Ереване многие таксисты имеют вторые довольно старые автомобили, которые сдают в покат туристам. Варианты можно найти заранее в интернете или договориться на месте. Это дешевле, чем брать машину в официальных прокатных конторах, но и качество машины будет невысоким. Третий. Аренда машины у официального прокатчика. Мы выбрали этот путь, т.к. он нам был более всего понятен, хотя и не дешев по армянским меркам. Выбрали автомобиль с достаточно высокой проходимостью, т.к. предполагали езду по плохим дорогам - "Рено Дастер" с ручкой. Ни разу не пожалели! Многие рекомендовали брать любую обычную пузотёрку, типа до основных достопримечательностей доедете без проблем. Теоретически - да, но на практике могут возникнуть множество проблем. Далее я ещё напишу про качество армянских дорог. Немного про особенности автомобильной езды в АрменииКак и в любой стране, в Армении существуют определенные особенности вождения автомобилей. Армянские водители в частности:
В целом, езду в Армении можно охарактеризовать как достаточно культурную лишь с небольшими национальными особенностями. Хор ВирапМонастырь Хор Вирап расположен над подземной тюрьмой, в которой армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращен им в христианство (в 301 г.). Холм Хор Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной (ок. 180 г. до н. э.) царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов. Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 г.. Глубина подземной тюрьмы от 3 до 6 метров. На территории монастыря также находится церковь Святой Богородицы. При подъезде к Хор Вирапу. Дорога к монастырю только одна, т.ч. точку, откуда открывается вид на монастырь на фоне Арарата, вы никак не пропустите. Но нам опять не очень повезло - Большой Арарат кутался в облаках, и нам пришлось довольствоваться видом на Малый Арарат. Монастырь известен своим местоположением, именно с его места открывается один из чудеснейших видов на библейскую гору Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа. Открыточный вид, только автобусы и автомобили несколько портят идиллию. Мы подъехали к монастырю в 10:45 утра и застали уже толпу туристов. Малый Арарат Церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) Контррельеф на стене Церкви Святой Богородицы Алтарь Внутри армянские церкви украшены очень скромно. Единственное, что реально их оживляет это горящие свечи, которые устанавливают в специальные ящики с песком. Часто песок заливают сверху водой и кажется, что свечи стоят прямо в воде. Монастырь стоит на самой границе с Турцией - за ним видна контрольно-следовая полоса. Дома слева - армянское село, а поля справа - уже турецкие. Монастырь отреставрирован и открыт для свободного посещения относительно недавно - уже после распада СССР. Один мой знакомый рассказывал, что он в конце 80-х служил здесь на границе. Каждый день, когда они делали обход приграничной территории, они проверяли и монастырь, в т.ч. надо было обязательно спуститься во все подземелья и проверить, не затаился ли там какой диверсант. Чтобы залезть в подземную темницу, где томился Григорий Просветитель, надо не бояться темноты, не страдать клаустрофобией и… выстоять очередь из желающих туда попасть. Очередь хоть и небольшая, но движется очень медленно - времени, чтобы один человек мог спуститься по очень узкому лазу вниз, осмотреть каменный мешок и подняться потом наверх, уходит прилично. У нас на это времени не хватило - впереди нас ждал еще долгий путь... Возле трассы Н10Сделали краткую остановку по дороге в живописных в горах. Интересно, летом горы становятся более зелёными, чем в мае, или остаются такими же желтоватыми? Нораванк монастырьПанорама монастыря Монастырь Нораванк находится в 122 км от Еревана, на уступе узкого извилистого ущелья реки Арпа близ армянского города Ехегнадзор. Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем, на территории которого расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис. Амагу - это название небольшого селения, некогда возвышавшегося над ущельем. В XIII-XIV вв. монастырь стал резиденцией епископов Сюника и, соответственно, крупным духовным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями - прежде всего, со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор. Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Крестителя), часовню Сурб Григор (Святого Григория) со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин (Святой Богоматери). Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В конце XIII - начале XIV веков здесь трудились архитектор Сиранес и выдающийся скульптор и миниатюрист Момик. Крепостные монастырские стены были построены в XVII-XVIII веках. Наиболее величественная церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин), также известная под названием Буртелашен - "построенная Буртелом" (в честь финансировавшего строительные работы князя Буртела Орбеляна), расположена под углом к церкви Св. Карапета и ее притвору (гавиту), на юго-восточной стороне. Эта церковь, строительство которой завершилось в 1339 году, считается последним шедевром талантливого армянского скульптора и миниатюриста Момика. Возле церкви находится его небольшая и скромно украшенная усыпальница, датируемая тем же годом. В новейшее время вместо рухнувшей крыши была сооружена простая вальмовая четырехскатная крыша, но в 1997 году были восстановлены барабан купола и конусообразная кровля в память о первоначальной славе храма, о которой свидетельствуют некоторые обветшалые фрагменты. На первом этаже были устроены искусно выполненные усыпальницы Буртела и его семьи. Узкие ступени с профилированными стыками, выступающие на западном фасаде, ведут на второй ярус - к входу в молельню. Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом и Архангелами, а над верхним входом - изображения Христа и фигур Апостолов Петра и Павла. Буртелашен - это высокохудожественный памятник погребальных сооружений башенного типа, которые строились в первые годы после принятия христианства в Армении. Это церковь поминовения усопших. Прямоугольный первый этаж служил семейной усыпальницей, а крестообразный второй - поминальным храмом, который был увенчан ротондой из нескольких колонн. Колокол в куполе Сурб Аствацацин Пресвятая Дева с Младенцем Христом и Архангелами Гавриилом и Михаилом Христос с Апостолами Петром и Павлом. Герб Орбелянов Усыпальница Сурб Аствацацин - подняться по узенькой лестнице совсем не просто, а спуститься еще сложнее. Вырезанные кресты на стенах церквей и усыпальниц в Армении встречаются повсюду. Иногда складывается впечатление, что этими крестами кто-то отмечал свои годы жизни в монастыре. Церковь Святого Карапета (Сурб Карапет) – крестово-купольное строение с двухэтажными ризницами в четырех углах. Церковь была построена в 1216–1227 годах по указу князя Липарита Орбеляна севернее развалин древнего храма, носящего то же название и разрушенного землетрясением. Купол церкви был разрушен во время землетрясения 1240 года, а затем восстановлен архитектором Сиранесом в 1261 году. Сравнительно недавно, в 1931 году купол был поврежден еще одним землетрясением. В 1949 году крыша и стены были отремонтированы, а в 1998 году полностью отреставрированы на средства благотворителей – семьи канадских армян. В усыпальнице Сурб Карапет Купол усыпальницы Сурб Карапет Полукруглый тимпан двери украшен орнаментом и изображением Пресвятой Девы, сидящей на простом, сельском ковре с Младенцем в окружении двух Святых. В орнаменте также просматриваются крупные буквы, увитые побегами с листьями и цветами. Богородица сидит с Младенцем на восточный манер. Заметен и рисунок ковра со свисающими кисточками. Нужно отметить, что в сюникских храмах XVII–XVIII веков был широко распространен культ Богородицы. Она изображалась на барельефах, и Ей были посвящены многие церкви. С расположенной неподалеку скалы открываются замечательные виды, но сперва на нее надо забраться (что, впрочем, довольно просто). Вид со скалы на монастырь. Вид на ущелье и дорогу, ведущую к Нораванку. Нораванк также весьма популярное у туристов место и народу здесь довольно много. На склонах радуют глаз дикие цветы. Видно, что жилые и хозяйственные постройки монастыря восстановлены относительно недавно. Хачкары — вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень». Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле. Самые древние хачкары, сохранившиеся до нашего времени, датируются IX—X веками. В своём путешествии по Армении мы повидали множество хачкаров, но первые нам встретились именно здесь - в Нораванке... Резные двери не уступают по красоте хачкарам. На осмотр Нораванка с лазаньем по окрестным горам мы потратили всего 45 минут. Правда, не ходили в музей, но в нём всего пара небольших залов. Дорога к монастырю Нораванк Ущелье, по которому идет дорога к Нораванку, окружено скалами, имеющими красноватый оттенок. Мы были здесь ярким днём, а на закате краски должно быть вообще сумасшедшие! Ресторан LchakВремя уже неумолимо приближалось к обеду, и мы стали искать придорожный ресторан. Местный житель посоветовал нам ресторан Lchak, и мы нисколько не пожалели, что заехали в него. Ресторан расположен под открытым небом на берегу небольшого озерца (или пруда), в котором весело плавали маленькие утята. Тандыр - выпечка лепёшек. Лепёшки были обалденные - мы с превеликим удовольствием умяли их вместе с весьма вкусным обедом. Перевал KochbekПеревал Кошбек запомнился холодом и сильным ветром, который раскачивал большие колокола на монументе, отмечающим перевал. После перевала Кошбек опять ощутимо потеплело, а вокруг дороги потянулись зеленые долины, окруженные снежными пиками гор. Виды порой такие, что захватывает дух от простора и вспоминаются картины Рериха. В тот день мы также собирались посетить 18 метровый водопад Шаки, расположенный совсем недалеко от нашего маршрута, но время неумолимо нас поджимало и от осмотра водопада пришлось отказаться. Караундж (Зорац-Карер)Подъездная дорога к Караунжду выглядела, мягко говоря, непрезентабельно. Хорошо, что она уже успела подсохнуть после прошедших пару дней назад дождей. Довольно сюрреалистично на такой дороге выглядел указатель на "оборудованную" парковку. Мы его проигнорировали и проехали до конца дороги, где тоже смогли оставить машину. Конечная точка дороги. Караундж (арм. — поющие камни) или Зорац-Карер (арм. — камни воинов, каменное войско) — древний мегалитический комплекс, расположенный на горном плато на высоте 1770 метров над уровнем моря в Сюникской области Армении, в трёх км к северу от города Сисиан. Комплекс состоит из множества больших стоячих камней, часть из которых имеет круглые отверстия в своей верхней части. Одни оценки говорят о том, что комплекс был построен не позднее III-го тысячелетия до нашей эры, другие оценивают комплекс от 5,7 тыс. до 2 тыс. до н. э. Комплекс расположен на поле, усеянном камнями, которые и послужили для него строительным материалом. Само сооружение состоит из 223 (только пронумерованных) базальтовых (андезитовых) камней высотой 1,5—2,8 м, весом до 8,5 т. Часть камней выстроена в довольно неровный ряд, протянувшийся с северо-запада на юго-восток. Наиболее интригующей деталью сооружения являются сквозные отверстия диаметром 4—5 см в верхней части 80 камней. Сделаны они грубо, некоторые получились не прямыми, а углом, так как коническое сверление производилось с двух сторон. Отверстия внутри имеют лучшую сохранность, чем поверхность камней. В настоящее время стоят 37 камней с 47 отверстиями. В центре имеется ещё одна окружность из камней и каменный курган. Сбоку кургана имеется гробница в виде каменного ящика. Комплекс находился рядом с поселением бронзового века, к которому и относился. Он явно имел не единственную функцию, которые проявлялись одновременно, или в разные периоды существования. Возможно, самое древнее назначение, которое определяет общую конфигурацию сооружения — загон для скота. Отверстия в верхней части камней предназначены для протаскивания в них верёвок или ремней, на которые можно было вешать загородки в виде сеток, матов, шкур. Несомненна и погребальная функция, так как имеется каменный ящик в кургане, а под менгиром обнаружено захоронение. Предпринимались усилия для доказательства, что комплекс является древней обсерваторией. Семнадцать камней были связаны с наблюдениями восхода и захода Солнца в дни солнцестояния и равноденствия, а также с 14 фазами Луны. Но данные попытки являются неубедительными, хотя бы из-за того, что отверстия относительно хорошо сохранились для доисторического времени. А кроме того, они не сужают поле зрения наблюдателя в достаточной степени. Как бы то ни было, был Караундж древней обсерваторией или нет, но он производит очень сильное впечатление. Виды вокруг Караунжда Татев монастырьК монастырю построена одна из самых длинных в мире канатных дорог - "Крылья Татева" (5752 метра), которая сама по себе очень интересна для туристов. Кстати, во всех путеводителях указано, что татевская канатная дорога - САМАЯ длинная в мире, но канатная дорога в китайском Чжанчжоу длиннее - 7,5 километра с перепадом высот в 1279 метра...
Дорога к Татеву. Последний участок дороги к монастырю представляет собой горный серпантин неплохой щебенки. Сверху видны провода канатной дороги. В принципе, летом здесь пройдёт любая легковушка, а вот что тут творится зимой или после дождей предсказать трудно. В первую очередь мы поехали на смотровую площадку, откуда открывается замечательный вид на монастырь и окружающие его горы. Дорога на смотровую площадку скорее предназначена для прогона скота, чем для движения на автомобиле, в чем мы и убедились, попав во встречный трафик сначала овец, а чуть позже коров. Впрочем, сюда не так далеко дойти от монастыря и пешком… Смотровая площадка никак не оборудована, но виды на Татев отсюда просто замечательные. На горе, что видна прямо за монастырем, располагался наш отельчик, который правильнее назвать кемпингом... Монастырь Татев основан в 895-906 годах сюзереном Сюника Ашотом и его женой Шушан, а также князем Гегаркуника Григор Супан II и князем Балка Дзагик. Религиозный центр Сюника с IX века. В X веке в обители проживало около тысячи человек. В XIII веке монастырь собирал налоги с 680 окрестных деревень и стремился расширить своё влияние, на почве чего даже возникали конфликты с местным населением. Один из важнейших центров науки и просвещения в Армении XIV-XV веков. В Средневековье здесь развивалась татевская школа миниатюры. Монастырь являлся одним из интеллектуальных центров средневековой Армении. Сильно пострадал от землетрясения в 1931 году. В настоящее время на территории ведутся восстановительные и реставрационные работы. Монастырь открыт для посещения без ограничений. Спустившись со смотровой площадки мы пошли гулять по монастырю, которой к вечеру уже совсем опустел. В монастырских подвалах Во дворе монастыря растет большое грушевое дерево, которое всё было в цветах. Интерьер церкви Штукатурка отсутствует, а камни за века с момента строительства от проникающей сырости покрылись разводами. Свечи - видно, что они стоят в воде. Резная дверь в боковой придел церкви. Мы заглянули внутрь - там шла вечерняя служба и мы постарались тихо ретироваться. Есть две версии происхождения названия обители. Согласно одной из них, "Татев" переводится с армянского как "Даст крылья". Согласно легенде, завершив работу, мастер-строитель встал на край ущелья, перекрестился, произнес: "Огни, Сурб, та тэв" ("Да ниспошлет Святой Дух крылья!"), - и бросился в бездну. Выросли у мастера крылья, он улетел, а построенный им монастырь назвали Татев. Вторая версия связана с именем святого Евстатеоса (Евстафия), ученика апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Армении. В этих местах миссионер принял мученическую смерть, а в IV веке над его могилой был возведен храм, который освятил Григор Лусаворич (святой Григорий Просветитель). Руины храма сохранились за крепостными стенами, неподалеку от входа в обитель. Уникальный качающийся столп на шарнирах Хачкары Это скорее надгробие, чем хачкар - видно изображение воина, ведущего в поводу лошадь. Из коридоров монастырского комплекса открываются чудесные виды на окрестные горы. Время неумолимо шло к ночи - солнце уже пряталось за горы, а на небе появилась луна. Чёртов мост (Devil's Bridge)Дорога к Татеву в самой нижней точке Воротанского ущелья проходит через "Чёртов мост" — удивительное явление природы. За много лет вода пробила себе путь в скалах, так и образовался этот природный мост, по которому сейчас проходит автодорога. Воротанское ущелье стоит того, чтобы здесь прогуляться — отвесные скалы и склоны поросшие лесом, бурная река, текущая в причудливом каньоне. От моста можно пойти вглубь, где можно искупаться в источниках (хотя выглядят они не очень) или спуститься на дно каньона по веревке. Хотя было довольно холодно несколько мужчин собирались купаться в ваннах, построенных вдоль ущелья. Стремительно темнело, мы практически пробежали немного вдоль ущелья, сделали несколько фотографий и поспешили в наш кемпинг. Разместившись в кемпинге "Old Halidzor" на склоне горы в маленьких домиках и поужинав на улице почти в полной темноте, мы пошли спать - первый автомобильный день нашего путешествия закончился. Впереди нас ждало еще множество дорог Армении...
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА: Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"
Поиск страховой информации
Знаменский Андрей |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|