Znay.ru Знай страхование! Об авторе
Знай.ру Контакты
 Главная  -
 Новости сайта  -
 Статьи и интервью  -
 Страхование это...  -
 Каско  -
 ОСАГО  -
 Зеленая карта  -
 Страхование ОПО  -
 Страх-е перевозчиков  -
 Страхование жилья  -
 Страхование жизни  -
 Управление риском  -
 Правовая база  -
 Библиотека  -
 Учебники  -
 Словарь  -
 Юмор  -
 Технологии продаж  -
 Вопросы-Ответы (FAQ)  -
 Автопутешествия  -


Горячие темы сайта:

ОСАГО 2014: последние изменения

ОСАГО калькулятор 2014

Зеленая карта: стоимость и тарифы

Как правильно оформить Европротокол


Поиск на сайте:

> ОСАГО


Реклама:

 

Европротокол

18.12.14 Версия страницы для печати


Что такое "Европротокол"

Термин пришел к нам из Европы, где подобный способ оформления ДТП без участия полиции используется уже давно.

Собственно говоря, у "Европротокола" два значения:


  1. Европротокол - специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП, и которая подтверждает право одного из участников (Потерпевшего) на получение страховой выплаты по ОСАГО.
  2. Европротокол - система, позволяющая оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО.

Понятно, что второе определение "Европротокола" является более широким и включает в себя первое. Однако стоит сразу оговориться, что сегодняшнее состояние с ОСАГО в России позволяет говорить, что мы смогли реализовать лишь первое определение.

Фактически документ (Извещение о ДТП - Европротокол) у нас есть (утвержден), а реальной системы, позволяющей эффективно этим документом пользоваться - нет!



Со 2 августа 2014 года увеличились лимиты выплат при оформлении ДТП по Европротоколу с 25000 руб. до 50000 руб.

Данное повышение касается только тех ДТП, оба участника которых приобрели полис ОСАГО уже после 2 августа 2014 года!

Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до 02.08.2014 - лимит выплат по Европротоколу остается 25000 руб.



С 11 октября 2014 вступили в силу "Правила представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации" - Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002.
Это правила необходимо применять при оформлении Европротокола в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, чтобы воспользоваться возможностью получения возмещения превышающего лимиты Европротокола (выше 50000 руб.)


Вопросы по оформлению Европротокола в России



Действия на месте ДТП


  • Нужно полностью соблюдать Правила дорожного движения РФ, а именно: немедленно остановиться и выставить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие - вызвать скорую помощь, оказать им посильную помощь.
  • Для того чтобы в дальнейшем картина ДТП могла быть установлена максимально полно, нужно сохранить можно больше следов происшествия.
  • В отношении с другими участниками ДТП сохраняйте вежливость и хладнокровие. Если другие водители и/или пассажиры ведут себя чересчур эмоционально, агрессивно, пытаются оказать на вас давление или запугать - вызывайте ГИБДД (тел. 102, 112, 911).
  • Для офомления Европроткола в первую очередь поверьте, применим ли Европротокол в данном конкретном ДТП - см. ниже "Критерии применимости Европротокола".


Европротокол - действия на месте ДТП (схема РСА)



Критерии применимости Европротокола


Проверить, можно ли оформить конкретное ДТП без участия сотрудников полиции (оформить Европротокол) или нет можно с помощью предлагаемой схемы.



Европротокол - схема применения



Европротокол - действия на месте ДТП (схема РСА)



Что обязательно должен сделать виновник ДТП при оформлении Европротокола



Виновник ДТП при оформление Европротокола по новым правилам (со 2 августа 2014 года) обязан:


  1. Совместно со вторым участником ДТП заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП (Европротокол).
    Далее Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа - каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопир считается полностью идентичным первому листу).
  2. На своем листе Извещение о ДТП заполнить обратную сторону.
  3. Свой экземпляр Извещения о ДТП обязательно отправить в свою страховую компанию по адресу, указанному на полисе ОСАГО - не позднее 5-ти дней с момента ДТП. Чем раньше - тем лучше!
  4. Не ремонтировать и не утилизировать свой автомобиль до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП. Это делается, что страховая компания при необходимости могла осмотреть повреждения автомобиля.
  5. Предоставить машину на осмотр в свою страховую компании, если она этого потребует, не позднее 5-ти дней со дня получения такого требования.



Действия после оформления Европротокола (схема РСА)


Важно! Нарушение указанных требований может привести к применению к виновнику ДТП серьезных санкций - страховая компания может по Закону взыскать с нарушителя всю сумму, которую она заплатит потерпевшему в ДТП.



Порядок заполнения формы Европротокола


Европротокол - порядок заполнения формы (схема РСА)


Приступая к заполнению, обратите внимание, что извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная вами информация на верхней (лицевой) части должна четко отпечатываться на нижнем листке. Рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.

Законодательством РФ предусмотрено, что при оформлении "Европротокола" водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк извещения о ДТП, при этом заполнены должны быть и лицевая, и оборотная стороны. При этом не имеет значения, чей из участников ДТП комплект бланков извещения о ДТП заполняется. Каждый из водителей выбирает любую из колонок ("А" или "В") и вносит в нее информацию по своему транспортному средству.

Лицевая часть извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках ДТП, свидетелях, страховщиках, характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.

Будьте особо внимательны при заполнении пункта 14 бланка извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному происшествию, повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля допустимо употреблять такие термины, как царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре вашего транспортного средства экспертами.

В пункте 16 водителями на соответствующей стороне извещения о ДТП отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, вписывается итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того, необходимо правильно отразить маневры вашего транспортного средства, учитывая, что:

  1. стоянка - это не остановка. Если ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 "На стоянке". В данном случае необходимо отметить позицию 22 "Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора";
  2. если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 "Менял полосу" и позицию 13 "Обгонял".

В пункте 17 составляется схема ДТП. На ней обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС "А" и ТС "В", дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В пункте 15 "Замечания" при необходимости вы можете привести дополнительные сведения о том, что не указано в пункте 16 "Обстоятельства ДТП".

В подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне извещения о ДТП информации и соответствии схемы ДТП реальной ситуации водителями транспортных средств "А" и "В" проставляются подписи в пункте 18.

После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.

Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны документа - каждый водитель делает это самостоятельно. Здесь содержатся поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о происшествии и транспортных средствах.

В случае если на оборотной стороне извещения о ДТП вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на последнем следует сделать отметку "С приложением" и указать, к чему это приложение и кем оно составлено, а также заверить приложение теми же подписями, которые проставлены на лицевой стороне извещения о ДТП.

Имейте в виду, что если в извещении о ДТП вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлиять как на срок осуществления выплаты, так и на возможность признания заявленного вами случая страховым событием. Поэтому извещение о ДТП следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах, в которых отсутствуют какие-либо сведения, целесообразно нарисовать длинный прочерк либо написать большую букву Z или "Нет…(свидетелей, замечаний, примечаний и т.д.)".

Если бланк извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, нужно оформить документ на другом бланке.

Обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения - она должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

Если второй водитель отказывается подписывать извещение о ДТП или совместно его заполнять, это означает, что требуемого законом об ОСАГО согласия обоих участников ДТП в оценке обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств достигнуть невозможно, следовательно, документы по данному ДТП не могут быть оформлены в упрощенном порядке. В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.



Оформление схемы ДТП


Что нужно отобразить на схеме ДТП?


Европротокол - схема ДТП (схема РСА)


На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.



Нормы Закона об ОСАГО в части "Европротокола" (2014)


Для решения части вопросов по "Европротоколу" приняты поправки в Закон об ОСАГО, которые вступили в силу со 2-го августа 2014 года:


Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции


1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)


2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)


3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)


4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.

(пункт вступает в силу через 10 дней после официального опубликования Закона и действует до 30 сентября 2019 года)

(положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным начиная со 2 августа 2014 года)


5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

(пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года и действует до 30 сентября 2019 года)

(положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, после 1 октября 2014 года)

(до 1 января 2017 года кроме системы ГЛОНАСС разрешается использовать данные иных глобальных спутниковых навигационных систем)


6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

(пункт вступает в силу с 1 октября 2019 года)


7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года)


8. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)


Статья 14. Право требования страховщика к причинителю вреда

1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;


Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

1. Профессиональное объединение страховщиков:

в.2) информирует владельцев транспортных средств о порядке оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона;


Последствия введения изменений в Закон в части увеличения лимитов выплат при оформлении Европротокола и частичного введения безлимитного Европротокола.



Порядок заполнения Извещения о ДТП

Извещение о ДТП является официальным безотзывным документом. Каждый экземпляр Извещения о ДТП состоит из двух скрепленных листов: первого и самокопира (второго листа).

Лицевая сторона первого листа совместно заполняется и подписывается обоими участниками ДТП.

После заполнения лицевой стороны Извещение разъединяется - каждому из участников ДТП по одному экземпляру.

Примечание:
Ответственность каждого из участников ДТП определяется только в соответствии с данными, вносимыми обоими участниками ДТП на лицевой стороне Извещения.


Рекомендуется первый лист Извещения о ДТП оставлять предполагаемому потерпевшему, второй лист (самокопир) - предполагаемому виновнику ДТП. В принципе, не имеет значения, кому достанется первый лист, а кому второй (рекомендации связаны с тем, что оригинал Извещения легче отсканировать и переслать Страховщику виновника при прямом возмещении убытков).

После разъединения экземпляров Извещения внесение изменений на лицевой стороне Извещений не допускается.

Оба участника ДТП обязаны самостоятельно заполнить обратные стороны Извещения. Обратную сторону рекомендуется заполнить уже дома (во Франции даже рекомендуют ее заполнять вместе с юристом).

Примечание:
На обратной стороне Извещения о ДТП имеется бланк декларации, он заполняется каждым водителем отдельно. Эти данные позволяют получить дополнительную информацию, необходимую для разбирательства страхового случая.


Извещение считается заполненным только в случае если:

  • экземпляры разъединены;
  • заполнены обе стороны каждого экземпляра Извещения.

В некоторых случаях, информация с обратной стороны Извещения о ДТП от виновника ДТП может и не понадобиться для подтверждения страхового случая. Но лучше не рисковать: есть обязанность заполнить обе стороны Извещения каждым участником - значит нужно заполнить, чтобы не давать лишнего повода страховым компаниям отказать в страховой выплате.


Ограничения по сумме выплаты при оформлении Европротокола

Главное ограничение применения Европроткола в России - это ограничение максимального размера выплаты при таком (упрощенном) оформлении ДТП:


"В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей" (Закон об ОСАГО, ст.11, п.10).

Еще год назад Минфин подготовил проект поправок в Закон об ОСАГО, в которых предложил увеличить лимит выплаты по Европротоколу до 50000 руб.

В этом году перед выборами Президента РФ ряд политиков заявили, что лимит выплат по Европротоколу нужно повысить до 75000 руб. Сейчас выборы прошли, пора предвыборных обещаний закончилась, и мы ждем, какую же цифру в конечном итоге утвердят народные избранники.

Но ключевой вопрос данной проблемы не в том, КАКИМ должен быть лимит, а ЗАЧЕМ он вообще нужен.

Есть четкий набор критериев возможности применения Европротокола, которые каждый участник ДТП способ определить на место ДТП:

  • только два участника (два транспортных средства);
  • оба застрахованы по ОСАГО;
  • нет пострадавших - не причинен вред жизни или здоровью;
  • у участников нет разногласий в части описания обстоятельств ДТП и причиненных повреждении.

Размер ущерба на месте ДТП даже специалист может определить только приблизительно. Не специалист может лишь предполагать, каков будет этот размер, следовательно, принять адекватное решение об оформлении Европротокола участники ДТП не могут.

Такое ограничение существует лишь в России, в других европейских странах применение Европротокола ограничивается лишь в случае причинении вреда жизни или здоровью. При этом любое ограничение размера ущерба всегда ущемляет интересы самих участников ДТП.

Единственный смысл введения таких ограничений это борьба с мошенничеством в страховании. Не секрет, что пока Европротокол часто используют те, кто пытается инсценировать ДТП с целью получения страховой выплаты по ОСАГО. Однако борьба с мошенничеством должна строиться не на ограничении размера страховой выплаты, а на четкой процедуре контроля со стороны страховой компании за действиями участников ДТП. Основной механизм - возможность осмотра автомобиля виновника ДТП и применение регресса к виновнику в случае непредоставления автомобиля на осмотр.

Логика действующей редакции Закона получается странная: "Если всем платить мало, то и мошенники получат мало".

Полагаю, что ограничение выплаты при оформлении Европротокола вообще нелогично и должно быть отменено в рамках совершенствования Закона об ОСАГО.


Может ли "виновник" позже оспорить подписанное им Извещение о ДТП

К сожалению, доскональным знанием всех нюансов Правил дорожного движения может похвастаться очень малая часть водителей. К чему может привести недостаточное знание ПДД при оформлении Европротокола?

Возможны ситуации, когда один из водителей-участников ДТП посчитал себя виновным и отметил это в Извещении о ДТП, второй участник, естественно, согласен с виной своего оппонента.

Но вот наш "виновник" вернулся домой, стал перечитывать Правила дорожного движения и понял, что неправильно оценил ситуацию, а на самом деле виноват в ДТП не он. Примеров таких ошибок можно привести множество.

Может ли "виновник" отозвать свою подпись под Извещением о ДТП, внести каким-либо образом исправления, чтобы избежать "неправильной" ответственности и самому получить выплату по ОСАГО?

Сегодня на это вопрос нет однозначного ответа - система Европротокола в России еще находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем, после внесения изменений в Закон об ОСАГО в части совершенствования Европротокола, данный вопрос обязательно найдет свое отражение или в самом Законе, или в Правилах ОСАГО, или в разъяснениях РСА.

Обучение водителей оформлению Европротокола

Идея о том, что для внедрения Европротокола в России необходимо провести соответствующее обучение водителей высказывалась еще в 2008 году. Действительно, правила оформления Европроткола не столь просты, чтобы надеяться, что все водители способны их самостоятельно изучить.

Предполагается, что в обязательную программу подготовки водителей будет внесен раздел о порядке оформления Европротокола. С инициативой таких изменений в феврале 2012 года выступил РСА. Предполагается, что обучать этой "науке" начнут молодых водителей уже с 2013 года.



Нужен ли при Европротоколе аварийный комиссар

Первоначально аварийные комиссары (аваркомы) всячески приветствовали введение в России Европротокола, т.к. полагали, что работы у них прибавится. Действительно, раз водители не будут вызывать сотрудников ГАИ для оформления ДТП, то они могут вызывать аварийных комиссаров, которые помогут оформить ДТП более качественно, но… не бесплатно.

Реальность оказалась менее радужной. Если водитель не хочет ждать ГАИ, то почему он захочет ждать аварийного комиссара!

На самом деле, Европротокол можно назвать "убийцей аваркомов". Сама система Европротокола создана именно для того, чтобы участники ДТП никого не ждали для оформления документов, а могли все сделать самостоятельно.

В настоящее время спрос на услуги аварийных комиссаров постепенно снижается - аваркомов по ОСАГО на практике уже не вызывает ни одна страховая компания (даже если такая услуга указывается при проведении конкурсов по ОСАГО).



Оформление Европротокола по каско

Сегодня требования к оформлению ДТП для получения выплаты по каско у многих страховщиков не предусматривают возможность оформления Европротокола (оформления документов без вызова сотрудников полиции) - это остается, пожалуй, самой важной причиной медленного развития Европротокола в России. Многие страхователи отказываются оформлять Европротокол как раз из-за опасения отказа в выплате по каско.



Бесконтактное ДТП и Европротокол

Одним из ограничений применения Европротокола должны стать, так называемые, "бесконтактные ДТП". Один водитель нарушил ПДД (например, выехал на перекресток, не соблюдая знаки приоритета), второй водитель, пытаясь избежать столкновения с первым автомобилем, совершил маневр, не справился с управлением и врезался в столб. Непосредственного контакта между автомобилями не было, потому такое ДТП и называют "бесконтактным".

Сегодня четких критериев определения ответственного за причиненный вред в такой ситуации нет. Правила дорожного движения предписывают водителю при появлении помехи движению применять все возможные меры к остановке машины, а не производить какие-либо маневры. Чтобы суду принять обоснованное решение в такой ситуации требуется проведение трасологической экспертизы.

Для подобных ситуаций Европротокол применяться не может, т.к. для проведения трасологии требуется, как минимум, подробная схема места ДТП, составляемая сотрудниками ГИБДД.

Аналогичные проблемы возникают в ситуациях, когда автомобили лишь незначительно соприкоснулись, после чего один из них врезается в какое-нибудь препятствие. В этой ситуации также требуется оформление ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы избежать ненужных проблем с Европротоколом.



Вопросы и ответы по применению Европротокола


06.08.2012

Вопрос:

ДТП оформлено по еворопротоколу. Виновник ДТП не сдал свой экземпляр в свою страховую компанию. Что делать потерпевшему? Ждать сколько и чего?

Ответ:

В рамках действующего законодательства ничего ждать не надо – подавать заявление о выплате в страховую компанию и требовать своевременной выплаты. Нет такого основания для отказа в выплате как отсутствие экземпляря Извещения виновника ДТП. Если тянут с выплатой – жалоба в ФСФР с требованием выплатить пени за все дни просрочки.



27.07.2012

Вопрос:

ДТП было оформлено без вызова сотрудников ГИБДД (ЕВРОПРОТОКОЛ) Теперь страховая компания отказывает мне в выплате страхового возмещения с ссылкой на п. 9 ст. 11 Закона об ОСАГО, т.к. второй участник - виновник ДТП, не представляется свое ТС для осмотра страховщику.

Ответ:

Такого права (отказать в этом случае) у страховой компании нет.
Сперва получить письменный отказ, потом – жалоба в ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам).
В жалобе можно указать о Вашем требовании о выплате пени за необоснованную задержку с выплатой.



21.06.2012

Вопрос:

В какой срок необходимо обратиться в страховую компанию после дтп, при оформлении по европротоколу?

Ответ:

В соответствии с Правилами ОСАГО:
Виновник ДТП должен отправить свой экземпляр Извещения о ДТП (Европротокола) своему страховщику "в кратчайший срок, но не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия ... любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки".
Потерпевший в ДТП представляет страховщику свой бланк извещения о ДТП одновременно с подачей заявления о страховой выплате.
Извещение о ДТП может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика или представителя страховщика.



20.06.2012

Вопрос:

После заполнения бланка европротокола, надо ли ехать заверять его в ГИБДД или сразу передавать страховщикам?

Ответ:

Ничего заверять в ГИБДД не надо!



19.03.2012

Вопрос:

Сколько раз можно оформлять европротокол, или это неограниченная услуга?

Ответ:

Количество оформлений ДТП по Европротоколу в течение сока действия договора ОСАГО ничем не ограничено. Если у Вас закончились бланки для оформления Европротокола, то новые бланки можно бесплатно получить в своей страховой компании.



30.05.2012

Вопрос:

По евро протоколу оформлено ДТП компания виновника дтп отказывает в выплате после 1.5 месяцев сълаясь на то что мое транспортное средство не застраховано.

Ответ:

Для оформления европротокола нужно, чтобы оба автомобиля-участника ДТП были застрахованы по ОСАГО. Если это условие нарушено, то страховая компания вправе отказать в страховой выплате по ОСАГО.



23.01.2013

Вопрос:

Где можно взять бланк для составления европротокола?

Ответ:

Два экземпляра бланка Европротокола должны выдаваться при заключении договора ОСАГО. Бланки бесплатно можно получить в своей страховой компании по ОСАГО (в любом отделении компании).



17.03.2013

Вопрос:

Обязан ли виновник ДТП предоставлять свое транспортное средство в страховую, если обе части протокола были у потерпевшего, которые он предоставил в страховую?

Ответ:

Законом предусмотрено право страховой компании потребовать предоставить для осмотра автомобиль виновника ДТП, но никаких санкций к виновнику за непредоставление своей машины на осмотр не предусмотрено. Если есть определенные сомнения в ДТП, то страховая компания может без такого осмотра отказать в страховой выплате…
Дальше, как правило, следуют разнообразные варианты взаимных судебных разбирательств между страховщиков, потерпевшим и виновником ДТП.
К сожалению, это реальные последствия несовершенства российского законодательства о Европротоколе. Поправки в Закон об ОСАГО откладываются уже который год…



17.03.2013

Вопрос:

Вопрос 1. А если по европротоколу выплатили максимальную сумму, но во время ремонта выплыли скрытые дефекты и выплаченной суммы не хватает. Тогда с кого я могу через суд взыскать недостающую сумму? И с кого?
а также
Вопрос 2. Лимит страховой выплаты по европротоколу составляет 25 тыс., в случае если причиненный ущерб превышает указанный лимит, могу ли я требовать разницу между лимитом и реальной стоимостью причиненного ущерба, с виновника данного ДТП (через суд)? Спасибо.

Ответ:

В такой ситуации расходы, превышающие лимит урегулирования по Европротоколу, можно взыскать непосредственно с виновника ДТП.



16.10.2013

Вопрос:

Должно ли быть желание составить европротокол обоюдным? Что делать если одна из сторон ДТП против составления европротокола?

Ответ:

Да, европротокол оформляется только при обоюдном согласии на его оформление участников ДТП.
В противном случае надо вызывать сотрудников ГАИ и оформлять ДТП в общем порядке.



28.10.2013

Вопрос:

В дтп участвовал автопоезд и легковой автомобиль. Столкновение было между легковушкой и прицепом фуры. Тягач в контакте не участвовал. Возможно ли оформление европротокола? Сколько ТС считается участниками в данном случае?

Ответ:

Однозначного ответа на этот вопрос нет, т.к. суды трактуют такие ситуации по-разному.
При таких ситуациях однозначно можно рекомендовать водителям вызывать сотрудников ГАИ.



10.11.2013

Вопрос:

Здравствуйте! Произошло ДТП (столкнулись 2 машины, без пострадавших), водители обоих ТС на месте договорились решить проблему без вызова сотрудников ГИБДД, но при этом пока не согласовали стоимость ущерба. На следующийдень пострадавший называет стоимость ремонта своего ТС в размере 23 тыс. рублей, что не устраивает виновника ДТП, т.к сумма высокая (у пострадавшего ТС Форд Мондеа, на заднем крыле незначительная вмятина и свезена покраска крыла). Как быть в этой ситуации: обратиться в любой из автосервисов, оплатить ремонт виновником, если стоимость не превышает 10.000 или составить европротокол, но у пострадавшего при этом КАСКО, а не ОСАГО. Помогите пожалйуста.

Ответ:

Виновнику, по большому счета, разницы нет – при оформлении Европротокола по ОСАГО возместят ущерб в пределах 25000 руб, т.ч. лимита должно хватить.
Зачем виновнику самому что-то платить, если у него есть ОСАГО?
А потерпевшему лучше обратиться за выплатой по каско (если его СК для такой выплаты устроит Европротокол) – это надо условия договора каско смотреть.
По ОСАГО он сможет получить в любом случае, но там выплата с учетом износа и по среднерыночным ценам.



17.11.2013

Вопрос:

Раз европротокол считается делом обоюдным, то, логично предположить, что и с суммой причиненного ущерба в первую очередь согласен потерпевший. Вопрос-если при ремонте сумма превышает лимит, почему потерпевший может взыскать недостоющую сумму в суде с виновника, если при оформлении европротокола у виновника претензий не было. И в каком законе и статье этот вопрос описывается.

Ответ:

К сожалению, это чисто российская несостыковка в законодательстве. В Европе, где Европротокол работает уже много лет, нет никаких ограничений на размер страхового возмещения при оформлении Европротокола - там участники ДТП могут не пытаться на месте оценить размер причиненного ущерба, а быть увереными, что потерпевший получит компенсацию от страховой компании в полном размере.
Сейчас активно обсуждаются поправки в Закон об ОСАГО, которые уберут это ограничение (25 000 руб.) из положений о Европротоколе. Предполагается, что эти поправки вступят в силу уже в 2014 году.



28.01.2014

Вопрос:

ДТП оформлено по европротоколу по ОСАГО. В страховой были оба участника, все зафиксировали. При подаче документов страховая потребовала еще и копию ПТС виновника. Он пропал. Найти не удается. Что делать?? Возможно-ли без той копии ПТС потребовать выплату компенсации? Все остальные документы есть.

Ответ:

ПТС виновника ДТП не является обязательным документом для произведения страховой выплаты по ОСАГО (в т.ч. и при оформлении европротокола). Таким образом, можно требовать выплаты и без него - в случае отказа страховой компании в выплате придется обращаться в суд или начинать с жалобы в Службу Банка России по финансовым рынкам (СФР).



31.01.2014

Вопрос:

Дтп было оформлено по европротоколу по ОСАГО. Я потерпевший,принес в страховую свой экземпляр извещения о дтп и документы. Страховая заявление о выплате не принимает без второго экземпляра извещения и осмотра автомобиля виновника дтп.Водитель этого автомобиля намои звонки не отвечает.Что делать?

Ответ:

Не принимать заявление СК не имеет права!
Передать документы (по списку из Правил страхования) под роспись в получении и ждать решения. Если уже совсем не берут - заказным письмом с описью вложения.
Отказать по такому поводу в письменном виде СК, скорее всего, поостережется.
Будет отказ - можно будет жаловаться в Службу банка России по финансовым рынкам.

А искать виновника Вы не обязаны, тем более, что это может тянуться бесконечно.



15.02.2014

Вопрос:

ДТП по Европротоколу было оформлено в мае 2013г. В феврале 2014 г. виновник получил письмо из страховой компании представить транспортное средство для осмотра. Но ТС виновнику не принадлежит и владельца данного ТС теперь найти нет возможности. Вправе ли страховая компания через 8 месяцев после ДТП требовать представления машины для осмотра?

Ответ:

В принципе, отказ в выплате в такой ситуации незаконен.
Но здесь большой вопрос: почему убыток до сиих пор не урегулирован - спустя 8 месяцев после ДТП???
Если в затягивании сроков виновата СК, то суд однозначно станет на сторону потерпевшего.
А вот если сам потерпевший столько времени тянул с заявлением убытка, то тут могут быть варианты.



01.05.2014

Вопрос:

Произошло ДТП в котором виновник был застрахован по ОСАГО, а пострадавший не был застрахован вообще. Обращение в страховую происходило по Европротоколу без обращения в ГАИ. Правомерно ли пострадавшему отказали в страховой выплате, сославшись на отсутствие у него страховки. Возможно ли обращение в суд (или иные органы) для урегулирования ситуации, если авто потерпевшего был продан через 10 дней после проведения всех процедур в страховой (оформление документов, оценка ущерба)?

Ответ:

В такой ситуации оформление Европротокола не предусмотрено Законом, т.ч. отказ в страховой выплате по ОСАГО обоснован.
Однако это ошибка, в первую очередь, виновника ДТП - его ответственность за причиненный вред никто не отменял.
Следует обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении причиненного им вреда. Возможно, суд привлечет в соответчики страховую компанию виновника, но, в любом случае, сделать это можно только через суд.



18.05.2014

Вопрос:

Здравствуйте, подскажите, если в результате дтп (я потерпевший) составили европротокол, однако предварительно мне сказали, что денег на ремонт (25000 руб) не хватит. С кого я могу взыскать недостающую сумму? с комиссаров, которые должны были определить приблизительный размер ущерба моего авто и посоветовавшие нам составить европротокол, либо с виновника ДТП. И в чем в данном случае вина виновника ДТП, ущерб его авто очевидно менее 25000 руб и он естественно согласился на составление данного протокола.

Ответ:

В такой ситуации Вы имеете право взыскать недостающую сумму непосредственно с виновника ДТП. К сожалению, пока система Европротокола работает таким образом, что риск нехватки денег (в лимите 25000 руб.) на ремонт автомобиля потерпевшего несет сам виновник ДТП, Если у него были сомнения в оценке ремонта Вашего автомобиля, то он должен был настаивать на вызове ГИБДД. Сейчас рассматриваются поправки в Закон об ОСАГО, который призваны устранить этот недостаток.



23.05.2014

Вопрос:

20.03.14 произошло ДТП. Сумма ущерба очевидно, меньше 25т.р. - решили оформить европротокол.Оба застрахованы в одной СК. Оформили, поехали в офис компании, там проверили все документы и назначили осмотр на 24.03.14, сказали приехать обоим. Приехали оба, виновника, в итоге, отпустили, сказав, что он не требуется... На 31.03.14 назначен день подачи заявления о страховом случае. После подачи заявления, контролировал статус выплатного дела на сайте компании, который не менялся в течении недели и был в статусе "Назначен осмотр Вашего ТС". Позвонив в поддержку, я узнаю, что это назначен осмотр ТС виновника ДТП и ему отправлено уведомление почтой, аж на 22.04.14!!!, через месяц после ДТП, тогда, когда, будучи уверенным, что его ТС не нужно для освидетельствования, он его отремонтировал... 22.04.14 позвонив виновнику ДТП, узнаю, что никакого уведомления он не получал и ТС не предоставлял для осмотра. В ожидании результатов по выплатному делу, на все том же сайте СК статус моего выплатного дела изменился на "Отказ в выплате..." только 12.05.14!!!, а письменное уведомление об отказе,я получил только сегодня 22.05.14, в котором черным по белому написано, что отказано в выплате по причине того, что виновник ДТП не предоставил свое ТС для осмотра, это тогда, когда его отпустили, когда мы оба приехали на осмотр и когда ему не отправили уведомление на то, чтобы он прибыл на осмотр... Тут явно проглядываются мошеннические действия СК и умышленная волокита. Каковы шансы выиграть суд у СК, правомерны ли действия СК? Могу ли я подать на СК в суд о выплате возмещения морального ущерба, подрыве доверия к ОСАГО и европротоколу, упущенну выгоду, т.к. не могу продать машину из-за волокиты устроенной СК. Спасибо!
З.Ы. люди, будьте внимательны при оформлении европротокола и требуйте копии документов на каждом шаге оформления.

Ответ:

1. Страховая компании повели себя минимум некорректно - такие действия, действительно, портят представление не только о самой компании, но и об ОСАГО и Европротоколе в целом.
2. В суде Вы выиграете 100%.
3. По поводу получения штрафов, пени и компенсации морального ущерба - лучше посоветоваться с юристами (результат зависит от многих дополнительных факторов).
4. Надеюсь, что после принятия поправок в Закон об ОСАГО (планируются к 01.07.2014) таких случае станет гораздо меньше.



02.06.2014

Вопрос:

29.05.2014 произошло ДТП в котором виновен я. Составили европротокол по обоюдному согласию. 30.05.2014 позвонил потерпевший просит передать ему мой экземпляр европротокол с его слов по требованию СК. Могу ли отдать ему свой экземпляр сделав при этом для себя простую ксерокопию своего экземпляра. Какие для меня при этом могут быть последствия после указанного ДТП.

Ответ:

Можете без проблем передать свой экземпляр потерпевшему (сделав себе ксерокопию).
Пока только планируется внести изменения в Закон об ОСАГО, которые будут четко регламентировать действия сторон после ДТП при оформлении Европротокола - такие изменения еще не приняты.



18.08.2014

Вопрос:

В марте 2014 г была виновником ДТП. Оформлен Европротокол (поцарапано крыло автомобиля потерпевшего, трещина в бампере моего автомобиля). Потерпевший с выплатами не согласен, обратился в суд (сумму выплат я не знаю). В настоящее время меня вызвали в суд в качестве третьего лица. Означает ли это, что я должна буду возмещать разницу сверх оговоренных 25 тысяч? СК у нас разные, автомобиль потерпевшего после аварии я не видела, мой автомобиль также никто не осматривал (кроме представителя СК по поводу обращения по полису КАСКО).

Ответ:

Если потвержденные судом расходы на ремонт автомобиля потерпевшего превысят 25000 руб, то разницу (превышение) должен возместить потерпевшему непосредственно виновник аварии.



09.10.2014

Вопрос:

Я пострадавшая. На моем бланке на обратной стороне описание аварии описал виновник. А я свое такое-же описала на его листе.Оба бланка у меня.Как поступить. Нести в страховую оба бланка или одно и какое.Или встретиться со второй стороной и переделать.

Ответ:

Свой бланк (вместе с заявлением на выплату) в свою страховую компанию.
Бланк виновника ДТП – в его страховую компанию.



09.10.2014

Вопрос:

А если при заключении договора о страховании мне не была выдана форма извещения о дтп. можно ли при дтп оформить европротокол, если такая форма есть только у одного участника дтп?

Ответ:

Да, можно. Формы Извещений стандартны и можно оформлять бланк, выданный любой компанией.
Также чистые бланки Извещения о ДТП вы всегда можете бесплатно получить в своей страховой компании.



20.10.2014

Вопрос:

ДТП случилось 16.10.14г., оформлен европротокол (менее 25т.р.), на след. день по телефону заявил в свою страховую - сказали что обязательно требуется машина виновника, который проживает в области. Законно ли это? Возможно ли обратиться напрямую в страховую компанию виновника? Могу ли я заявлять о страховом событии, если я не собственник, а вписан в страховой плис ОСАГО?

Ответ:

В страховую компанию виновника ДТП обратить нельзя - по новым поправкам только в свою страховую компанию.
Отказать в выплате из-за того, что виновник не предоставляет свою машину на осмотр, страховая компания не вправе – требуйте произвести выплату.
Получить деньги по страховке может только собственник автомобиля или лицо, имеющее доверенность на право получения страховой выплаты.



10.11.2014

Вопрос:

Произошло ДТП. При обращении в СК, потерпевший узнал, что его полис, купленный у брокера, липовый! Можно ли обратиться в СК виновника? Как это грамотно сделать? Может ли СК отказать?

Ответ:

Просто обращаетесь в страховую компанию виновника ДТП за выплатой и укажите, что у потерпевшего не было действующего полиса на момент ДТП.
Если из документов ГИБДД следует, что полис был, то лучше заранее запастись отказом в выплате из страховой компании потерпевшего (или справкой о том, что указанных полис - поддельный).



20.11.2014

Вопрос:

В аварии участвуют два транспортных средства. Если один из участников отказывается заполнять европротокол, то ГАИ надо дожидаться на месте аварии или можно обоим участникам ДТП проехать в ГАИ за справкой ?

Ответ:

В такой ситуации необходимо дождаться приезда сотрудников ГАИ для оформления ДТП.



30.11.2014

Вопрос:

Произошло ДТП, был составлен "Европротокол", виновник ДТП полностью признал свою вину и описал обстоятельства происшествия. Оформлением протокола занимался аварийный комиссар. После того как протокол был подписан обеими сторонами и все покинули место ДТП, то я обнаружил, что при составлении протокола комиссаром допущена ошибка - в графе "обстоятельства ДТП" вместо поворота налево был указан поворот на право, хотя на схеме все зарисовано правильно. Есть фотографии места ДТП. Документы в страховую компанию ещё не подавал. Подскажите мои действия и возможное развитие событий при подаче документов в страховую компанию.

Ответ:

Можно попытаться найти виновника и переписать Извещение о ДТП (если он свое еще не отправил в страховую компанию).
Или просто обращаться за выплатой в свою СК и объяснять при подаче документов сложившуюся ситуацию. Конечно, проблемы с выплатой возможны, а их решение будет зависеть от "степени упертости" сотрудников конкретной СК.



30.11.2014

Вопрос:

Была виновником Дтп 25.11.2014 собираюсь отправить по почте извещение в свою страховую, но вопрос в том что я не готова оплачивать сверх сумму если она таковой окажется,как выше было указано, не понимаю разве согласие на оформление евро протокола не гарантирует что потерпевший получает от страховой до 25000 и он на это соглашается подписывая его? Как быть чтоб максимально себя уберечь от этого, это мой первый страховой случай и не понимаю что делать чтоб не доплачиватьсамой.

Ответ:

Если предполагаете, что убыток может быть больше 25000 руб., то надо было вызывать ГАИ - другого способа уберечься от "сверхлимитных" выплат нет.
Стоит отметить, что если оба участника ДТП купили свои полисы ОСАГО после 2 августа 2014 года, то лимит выплат по Европротоколу составляет уже 50000 руб.



18.12.2014

Вопрос:

После совершения ДТП было принято решение для вызова комиссара для оформления европротокола т.к. повреждения были незначительные. Я признал себя виновником. Уже дома заметил, что в п.15 и п.18 не проставили подписи, а также на план-схеме комиссар перепутал ТС "А" и "В". Есть только подписи и объяснения на обратной стороне протокола. Необходимо ли подавать в 5дневный срок извещение в страховую или необходимо переделывать? Либо ждать пока потерпевший сам со мной свяжется? Чем это грозит?

Ответ:

Обязательно направить Извещение о ДТП в свою страховую компанию в том виде, в каком оно есть сейчас, чтобы не подставить себя под санкции за просрочку уведомления (регресс). Дополнительно можно написать пояснительное письмо, где указать на допущенные опечатки.





ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС







Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"


Поиск страховой информации



А.Б.Знаменский,
© Copyright' 2003-2014
   
Рейтинг@Mail.ru