" 14. Медицинское страхование в Японии. Глава XI. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ. "Медицинское страхование." Миронов А.А., Таранов А.М., Чейда А.А. - Знай страхование! | 14. Медицинское страхование в Японии | Учебник по медицинскому страхованию скачать бесплатно полный текст - ДМС (добровольное медицинское страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), медицинское страхование за рубежом,страхование,страховка,страховая компания,страховых компаний,страховщик,14. Медицинское страхование в Японии. Глава XI. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ. "Медицинское страхование." Миронов А.А., Таранов А.М., Чейда А.А.,Знай страхование!,Знай страхование!
Znay.ru Знай страхование! Об авторе
Знай.ру Контакты
 Главная  -
 Новости сайта  -
 Страхование это...  -
 Каско  -
 ОСАГО  -
 Зеленая карта  -
 Страхование ОПО  -
 Страх-е перевозчиков  -
 Страхование жилья  -
 Страхование жизни  -
 Управление риском  -
 Правовая база  -
 Библиотека  -
 Учебники  -
 Словарь  -
 Статьи  -
 Юмор  -
 Технологии продаж  -
 Вопросы-Ответы (FAQ)  -
 Автопутешествия  -

Поиск на сайте:

> Учебники > Медицинское страхование
..<- Страховое дело
..<- Страхование: Принципы и практика

 

14. Медицинское страхование в Японии

30.03.16 Версия страницы для печати

(Глава XI. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ)


Немного истории, В 1922 г. в стране был принят закон о МС, который распространялся на рабочих некоторых крупных предприятий, обеспечивая им гарантии получения бесплатной медицинской помощи в случае-болезни. В 1933 г. на крупных промышленных предприятиях профсоюзы добились бесплатной медицинской помощи также при производственных травмах и при заболеваниях, связанных с производством. В предвоенный период система обязательного МС распространилась на ИТР, были введены пособия на членов семьи. Особое развитие система МС получила в послевоенный период. В 1947 г. в ст. 25 новой Конституции Японии было изложено Положение о социальном страховании. В 1948 г. начал свою работу федеральный фонд оплаты вознаграждения за медицинскую помощь по социальной страховке. В 1953 г. был принят закон страхования здоровья поденных рабочих, и только в 1961 г. в стране было закончено формирование системы обязательного МС для всего населения (106).

Структура здравоохранения. Удовлетворенность населения системой МС в целом высока, средняя продолжительность жизни японцев составляет более 80 лет. Медицинская помощь оказывается в общих и специализированных больницах, а также в общих стоматологических и акушерских клиниках - государственных и частных. Имеется два направления медицинского обслуживания: профилактическое (финансируется преимущественно государством) и лечебное обслуживание (преобладает частный сектор).

Законодательной базой системы здравоохранения в Японии является целый ряд законов: о медицинской помощи, о народном страховании, о социальной защите престарелых, о врачах, о стоматологах.

Национальное страхование здоровья находится в ведении местных властей и охватывает 50% территории независимо от занятости населения. Министерство здравоохранения и социального обеспечения состоит из 10 бюро, обеспечивающих контроль и координацию. В министерстве здравоохранения и в соответствующих органах управления на местах имеются департаменты медицинского страхования, определяющие политику в области МС и осуществляющие контроль за ним в стране или в регионе. Здесь же определяется объем медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы обязательного медицинского страхования. Однако имеется единый тарифный справочник. Отделы здравоохранения в составе префектурных властей и муниципальных правительств руководят центрами здоровья, число которых определяется местными властями. Центры здоровья финансируются местными властями и правительством.

Большая часть клиник (меньше 20 коек) и 70% больниц (больше 20 коек) частные. Но лепрозории, инфекционные больницы - государственные. Внебольничная помощь обеспечивается общими или зубоврачебными поликлиниками (многие из них, по существу, являются врачебными кабинетами). В каждом кабинете есть свой фармацевт, в связи с чем лекарства служат дополнительным источником доходов врача. Практикующий врач ставит диагноз, назначает инъекции, но не проводит хирургических вмешательств.

Застрахованные имеют книжку, где фиксируются результаты консультаций врача и все назначения. Полное досье на застрахованного имеется у администрации страховой компании, которая вместе с врачом следит за ходом лечения. Практикующий врач систематически делает краткий обзор произведенных консультаций и выписанных медикаментов.

Контроль за условиями работы на предприятиях осуществляют 2 тыс. инспекторов (по рабочим стандартам), находящихся на службе у министерства труда (83).

Медицинское страхование. В стране действует девять программ медицинского страхования. Основная масса застрахованных зарегистрирована в трех крупнейших из них (58).

В настоящее время существует государственная система обязательного МС, обеспечивающая всем гражданам социальные гарантии со стороны государства в области охраны здоровья, возможность получить медицинскую помощь, свободно выбрав при этом медицинское учреждение. Страхователями населения, работающего на крупных и средних предприятиях, являются работодатели, а для моряков, крестьян, лиц свободных профессий и некоторых других категорий населения - государство. Система страхования здоровья находится в ведении правительства, обеспечивает выплату пособий по непрофессиональным заболеваниям, травмам, родам, смерти, а также выплату пособий иждивенцам.

ДМС распространено очень широко, поскольку ОМС не обеспечивает общедоступности медицинской помощи.

Финансирование здравоохранения. Финансовую базу МС составляют взносы, налоги, дотации местных властей и другие поступления от бюджета на местах. Административные расходы страховых организаций частично оплачиваются правительством из национального бюджета, а стоимость пособий возмещается доходами от взносов. Слабым страховым обществам государство дает субсидии. 40 % стоимости пособий на медицинскую помощь покрывается государством. Местные власти оплачивают 70 % пособий за членов семей застрахованных.

Финансовую основу ОМС составляют бюджетные средства, средства работодателя, личные средства граждан. Государство ежегодно устанавливает размер средств, необходимых для покрытия расходов по МС: на сегодня это более 8,2% от оплаты труда. На крупных предприятиях половину платит работодатель, а половину - сам работающий. Предприниматели вносят в систему ОМС 3-8% от фонда заработной платы. Взносы состоят из двух частей: единой для всех и пропорциональной заработку. Средний страховой взнос составляет 50-60 долларов в год.

Медицинские страховые организации. Существует более 5 тыс. страховых компаний, имеющих отношение к МС. Специализированными страховщиками в этой системе выступают для промышленных рабочих, как правило, кооперативы или ассоциации по медицинскому страхованию (их по всей стране около 1800), для большинства остальной части населения -правительство в лице одного ведомства - управления социального страхования с его структурами на местах. Такая раздробленность приводит к финансовой неэффективности.

Медицинские страховые ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами. Они не преследуют цели получения прибыли и потому освобождены от налогов. Их основная задача - ежегодное определение совместно с администрацией процента отчислений от фонда оплаты труда на МС (от 6 до 9%) в зависимости от затрат на медицину. Отсюда заинтересованность и работников и хозяев в сохранении здоровья работающих на предприятии, в санитарном просвещении. Проводятся ежегодные общие и стоматологические осмотры, пропаганда здорового образа жизни. На содержание таких ассоциаций тратится не более 3% от суммы страховых взносов.

Для обеспечения работы ассоциаций и упорядочения расходов на медицинские услуги еще в 1948 г. был создан в качестве самостоятельной структуры Фонд оплаты по федеральному медицинскому страхованию с филиалами во всех 47 префектурах. Основные его задачи - сбор финансовых средств от страховщиков, оплата счетов из больниц и поликлиник и контроль за качеством помощи.

По существу, этот фонд выполняет функции федеральной страховой медицинской компании; сам же процесс страхования передан в медицинские страховые кооперативы (ассоциации). В фонде работают более 6,5 тыс. человек. Руководство им осуществляет совет директоров. Счета из лечебных учреждений поступают сюда к определенному числу каждого месяца, проверяются служащими фонда, а затем производится оплата медицинскому учреждению. В случае если медицинское учреждение выставило к оплате необоснованную медицинскую услугу, фонд отказывает в оплате. Откорректированные счета составляют около 40%. Таким образом, фонд является своеобразным финансовым ситом. Он же в случае необходимости привлекает независимых экспертов для решения конфликтов. Широко распространены возвратные иски страховых компаний к ЛПУ. За год МСК выигрывают регрессные иски к ЛПУ почти в 1 млн. 900 тыс. случаев. При разработке финансирования больниц планы, бюджеты и контроль за их исполнением почти не используются.

Лица, работающие в небольших фирмах (до 300 человек), страхуются в системе ОМС, находящейся в ведении правительства. Если на предприятии более 300 работников, то можно создавать самостоятельные страховые общества. Поэтому чаще всего в крупных фирмах (1-3 тыс. человек) создаются свои страховые медицинские общества. Однако денег не хватает (38, 84).

Тарифы и покрытия. Оплата счетов производится по тарифам на медицинские услуги, устанавливаемым ежегодно совместно министерством здравоохранения, страховыми кооперативами и ассоциацией медицинских работников и жестко контролируемым префектурными органами самоуправления. За нарушение тарифов, этики, условий договоров префектуры вправе лишить страхового статуса врача, страховое лечебное учреждение и страховой медицинский кооператив.

Оплачиваются все расходы по МС, но застрахованный должен заплатить 200 йен при первом посещении врача, ежедневную сумму в 30 йен при госпитализации, и по 15 йен за лекарства. Любой член семьи оплачивает 50% врачебного гонорара. Кроме того, при получении медицинской услуги в больнице или поликлинике все застрахованные оплачивают 10% ее стоимости из собственного кармана; для членов семей застрахованных эта доля составляет 20%, а некоторые категории застрахованных, например крестьяне, платят 30%. Тем самым реализуется один из принципов ОМС - принцип "участия в издержках", способствующий развитию заинтересованности каждого человека в сохранении и укреплении своего здоровья.

При выборе лекарств врачи отдают предпочтение препаратам, стоимость которых на 100% возмещается системой МС (на случай болезни). Перечень лекарств устанавливается министерством здравоохранения и содержит 800 наименований.

По закону о страховании здоровья система оплаты медицинской помощи разделена на системы А и Б. В системе А выше стоимость практического медицинского обслуживания: лабораторных обследований, оперативных вмешательств и др. В системе Б выше стоимость лекарств. Больницы и клиники могут работать по любой системе и ежегодно ее менять по соображениям выгоды. Система А используется в основном крупными больницами, система Б - небольшими и частными больницами. Стоимость госпитализации составляет: в системе А - в больницах 5-8 долл., в клиниках 4- 4,5 долл.; в системе Б - в больницах 4-8 долл., в клиниках - 3-4 долл.

Дополнительная плата взимается с больных активной формой туберкулеза, детей до 6 лет, за посещение медучреждений во внерабочее и ночное время, а также за предоставление дополнительных услуг при госпитализации.

Пособия по травматизму или болезни выплачиваются застрахованным на время утраты трудоспособности, начиная с четвертого дня и не более 6 месяцев. Сумма пособия равна 60% стандартизированного заработка. Выплата пособий составляет 1/2 всех пособий соцстраха и около 55% национального дохода. Есть, однако, программы страхования, имеющие в ряде случаев существенные отличия во взносах и пособиях. Имеются дополнительные пособия на медицинскую помощь семьям и некоторые дополнительные услуги для отдыха (84).

Проблемы и перспективы. Хотя японцы в целом и удовлетворены работой системы здравоохранения, проблемы здесь сохраняются. Прежде всего это финансовая неэффективность страховых компаний, что требует больших дотаций от государства.





"Медицинское страхование"
© А.А. Миронов, А.М. Таранов, А.А. Чейда, 1994
© Российская академия наук, 1994.




< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >










Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"


Поиск страховой информации



А.Б.Знаменский,
© Copyright' 2003-2014
   
Рейтинг@Mail.ru