Znay.ru Знай страхование! Об авторе
Знай.ру Контакты
 Главная  -
 Новости сайта  -
 Страхование это...  -
 Каско  -
 ОСАГО  -
 Зеленая карта  -
 Страхование ОПО  -
 Страх-е перевозчиков  -
 Страхование жилья  -
 Страхование жизни  -
 Управление риском  -
 Правовая база  -
 Библиотека  -
 Учебники  -
 Словарь  -
 Юмор  -
 Технологии продаж  -
 Вопросы-Ответы (FAQ)  -
 Автопутешествия  -


Горячие темы сайта:

КБМ - коэффициент Бонус-Малус по ОСАГО

Зеленая карта: стоимость и тарифы

Как правильно оформить Европротокол


Поиск на сайте:

> ОСАГО

 

ОСАГО на водителя

30.03.16 Версия страницы для печати


ОСАГО на водителя - возможно ли и кому это выгодно


  • В июне 2012 года в Госдуму были внесены поправки к Закону об ОСАГО: полис обязательной "автогражданки" предлагается оформлять не на автомобиль, а на водителя, который сможет управлять с этим полисом любой машиной.
  • В октябре 2012 года Госдума рассмотрела законопроект о привязке полиса ОСАГО к водителю и признала такую привязку необоснованной.
  • В январе 2013 Федерация автовладельцев России (ФАР) направила аналогичные предложения в Госдуму и Российский Союз Автостраховщиков (РСА).

Как видим, эта идея возникает с завидной регулярностью и вызывает нешуточные споры, хотя она и не вошла в большой пакет поправок в Закон ОСАГО в 2014 году.


Давайте представим, что мы можем изменять законодательство по своему усмотрению, чтобы ввести подобное изменение в ОСАГО и зададимся вопросом: Кому это будет выгодно?


Стоимость полиса ОСАГО на водителя

Понятно, что к чему бы мы ни привязывали полис ОСАГО (к автомобилю или к водителю), на убыточность это не повлияет. Значит, говорить можно не о снижении/повышении стоимости полисов, а лишь о перераспределении нагрузки с одних страхователей на других.

Некоторые полагают, что стоимость ОСАГО можно снизить, если исключить из страхового покрытия по ОСАГО случаи, произошедшие не по вине водителя (например, самопроизвольное движение траснпортного средства с горки). Если бы ОСАГО выписывалось на водителя, то и платить за такие случаи было бы не нужно, следовательно, и ОСАГО подешевело бы...


На самом деле, в данном конкретном примере целых три "неточности":
  1. Водитель, не принявших всех необходимых мер (не обеспечивший) для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля, несёт ответственность за вред причиненный таким автомобилем вне зависимости от того, находился он сам за рулём или нет. Т.ч. платить за такие события всё равно нужно.
  2. Случаи самопризвольного движения ТС настолько редки, что их исключение даже нет смысла рассматривать как основание для пересчета страховых тарифов по ОСАГО - экономия для одного полиса будет в пределах нескольких копеек (в пределах погрешности вычисления).
  3. Привязка полиса ОСАГО к водителю или к автомобилю сама по себе вообще никак не влияет на частоту страховых случаев, следовательно, обосновывать это изменение (привязку) ссылаясь на тарифы вообще нельзя.


Один водитель - несколько автомобилей

Сегодня владелец нескольких автомобилей должен купить полис ОСАГО на каждый из них. Действительно, если гражданин имеет один автомобиль для езды на работу, кабриолет для летних прогулок, джип для езды на охоту и автодом для путешествий, то ему приходится покупать целых четыре полиса ОСАГО. Определенная несправедливость присутствует - ведь водитель не может ездить одновременно на всех четырёх машинах.
Если перейти на страхование по ОСАГО водителей, то расходы будут переложены на те семьи, в которых количество автомобилей меньше, чем количество водителей - одним автомобилем управляют муж и жена или отец и сын. Водителей в России значительно больше, чем автомобилей, и вряд ли в ближайшее время эта пропорция изменится. Думаю, вопрос о том, к какой категории граждан относятся наши законодатели, ни у кого сомнений не вызывает.


Физики и юрики по ОСАГО

Сегодня законом однозначно установлено, что наёмный водитель не является владельцем автомобиля, т.к. не распоряжается им, а лишь выполняет указания работодателя-владельца авто. Соответственно и гражданскую ответственность за вред, причинённый своим работником, несёт работодатель, он же её и страхует. Этот принцип восходит ещё к римскому праву и отражён в законодательстве практически всех стран.

Однако если предположить, что мы можем изменять законодательство, то почему бы не переложить ответственность с предприятий на работников, чтобы потом привязать ОСАГО к водителю?

Понятно, что такую инициативу с удовольствием поддержат владельцы автопарков - не надо страховать свои машины, а надо лишь потребовать, чтобы каждый водитель сам купил себе полис ОСАГО. Хочешь работать - покажи полис. Не знаю, общаются ли депутаты со своими водителями, чтобы узнать их мнение на этот счёт.


Полис ОСАГО для перегонщиков

Категория водителей, которая безусловно выиграет от "полиса на водителя", - это перегонщики всех видов: те, кто перегоняют машины из-за рубежа, оказывают услуги "пьяный водитель" и т.п.


Для водителей, которым постоянно приходится управлять чужими автомобилями ("пьяный водитель" и т.п.), вполне можно разработать специальный полис ОСАГО на водителя, который бы использовался в дополнение к стандартному полису с ограничением по водителям. Здесь и менять законодательство почти бы не пришлось, и стоил бы такой полис относительно недорого.


Контроль исполнения обязанности водителем страхования ОСАГО

Сегодня контроль наличия полиса ОСАГО остался только при проверках сотрудниками ГИБДД.


Кстати, с тех пор, как при прохождении ТО перестали проверять наличие ОСАГО, доля застрахованных по ОСАГО машин в России стала постепенно снижаться. Полностью последствия этого нововведения мы увидим через пару лет.


Контролировать водителя на наличие у него полиса ОСАГО еще сложнее, чем автомобиль. Это также приведет к тому, что количество водителей без полиса ОСАГО на российских дорогах будет расти - в первую очередь, это коснётся самой аварийно-опасной и самой малообеспеченной части водителей (принцип: "С меня взять нечего - зачем же мне ОСАГО").

Можно, конечно, организовать ежегодную проверку водителей на наличие полиса ОСАГО, например, совместив это с обязательным ежегодным медицинским осмотром. С одной стороны, наверняка можно обосновать такую проверку водителей заботой о безопасности дорожного движения, с другой стороны, это опять обергнется дополнительными расходами для самих водителей.

Эта ситуация невыгодна никому, но похоже мы движемся именно в этом направлении.


Как относятся продавцы к продажам полисов ОСАГО на водителя

Изменение порядка заключения договора ОСАГО приведёт к перераспределению части сегодняшних клиентов: с МРЭО и пунктов ТО они перейдут к страховым агентам. Это единственный положительный момент для страховых компаний.

Поддержка своих агентских сетей, безусловно, одна из важнейших задач страховщиков, но ломать ради этого существующую систему ОСАГО они не станут. К тому же, с учетом нынешних тарифов ОСАГО и постоянно снижающихся размеров комиссионного вознаграждения по ОСАГО, такие изменения вообще никак не повлияют на страховые компании.


Чего хотят водители

В октябре 2013 года ВЦИОМ провел большое социальное исследование в части удовлетворенности водителей условиями ОСАГО. К сожалению, мы не занем точно как именно звучал задаваемый при опросах вопрос, однако исследователи заявляют:


Изменение ОСАГО в части возможности оформления полиса на водителя без привязки к автомобилю поддерживают 74% автовладельцев.





Вопросы и комментарии


Вы можете оставить свой комментарий, привести свой аргумент в защиту той или иной позиции, задать свой вопрос и получить ответ: Написать сообщение.

26.06.2012

Вопрос:

Интересно, а возобладает ли когда-нибудь здравый смысл и осаго не будут привязывать к транспортному средству? Очевидно ведь что страхуются водительские качества человека, а повреждения ТС практически никогда не связаны с ценой самого ТС :)

Ответ:

Действительно, в ДТП практически всегда виноват водитель, а не автомобиль. Однако согласитесь, что один и тот же неаккуратный водитель в одинаковых ситуациях на разных автомобилях причинит разный вред. Одно дело врезаться, например, в автобус на малолитражке, другое дело - на тяжелом самосвале. Так что, транспортное средство также влияет если и не на частоту аварий, то на размер ущерба точно. Цена автомобиля по ОСАГО для расчета тарифа не используется.



01.05.2014

Комментарий:

Полис ОСАГО на водителя будет более предпочтителен в случае,если действие полиса будет распространятся до первого страхового случая. А после ДТП виновник будет обязан заключить новый договор с повышающим коэффициентом.



21.09.2014

Вопрос:

Почему страхуются ТС, а не водителя? Ведь а/м в собственности больше чем водителей! А ездить можем только на одной! Конкретный пример: Имеем 3 а/м (различного назначения) на семью, водитель только один-это я. + по работе передвигаюсь на корпоратовном а/м... Несправедливо получается, что 3 а/м из 4-х постоянно простаивают, НО должны быть застрахованы!

Ответ:

Почему вы считаете, что автомобилей в России больше, чем водителей? Точной статистики по количеству выданных водительских удостоверений нет, но по экспертным оценкам, количество водителей в России где-то в полтора раза больше, чем количество зарегистрированных автомобилей.
Ситуации, когда один водитель владеет и управляет 3-мя автомобилями, пока еще у нас крайне редки. Гораздо чаще на один автомобиль приходится два-три водителя в одной семье.



22.09.2014

Вопрос:

Мне кажется в статье не отразили еще один вопрос... если будут страховать водителя без привязки к ТС, тогда не будет учитываться самый "необоснованный" (по моему мнению) коэффициент на МОЩНОСТЬ, это соответственно не выгодно СК... Вопрос о том , что действительно грузовиком или автобусом можно принести более значительный ущерб, чем легковым авто... мне кажется, можно решить вводом коэффициента на категорию вод.прав

Ответ:

Дело в том, что коэффициент мощности придумали не страховщики - это была инициатива Правительства, т.к. этот коэффициент носит социальный характер: владелец более дорогой и более мощной машины платит за ОСАГО больше, чем владелец более дешевого автомобиля с менее мощным двигателем.
Страховщикам-то сейчас этот коэффициент очень невыгоден…
Такое вот у нас (и не только у нас!) социально-ориентированное ОСАГО.

01.04.2015

Комментарий:

Полис ОСАГО необходимо привязать к водителю по необходимым категориям кому В, кому С, кому ВС а кому и другие. Соответственно и сумма разная, у кого авто дорогой, как минимум имеют КАСКО. А то что одна машина на семью - это вы зря, у меня две, знаю многих у кого и больше. А сейчас идиотизм получается,страхуется ответственность несколько раз одного и того же человека.



05.04.2015

Комментарий:

1.Полис ОСАГО "на водителя" для учета возможного ущерба просто должен учитывать категорию ТС (как водительское удостоверение). Вполне возможно, "более тяжелая" категория поглощает "более легкую" - например: ОСАГО категории С дает право управлять ТС категорий В,А и тд.
2.Наличие полиса у водителя проверить очень просто - также как и наличие ВУ, СвоР. Т.е., водитель должен иметь при себе ВУ (обучен),свидетельство о регистрации, доверенность, если не собственник (имеет право распоряжаться), именной полис ОСАГО (ответит за свои действия).
3.Что касается отношений наемного водителя и работодателя, тоже решаемо. Например работодатель оплачивает водителю приобретение полиса, который при увольнении изымается. Возможны иные варианты!
4.В завершение. Полис ОСАГО должен рассчитываться только тремя коэффициентами - категория, стаж, безаварийность - все! И никаких мощностей и местностей и тп.



12.01.2016

Комментарий:

Приведу такой пример: приходя в банк для оформления кредита, клиент сам выбирает удобную для себя систему кредитования, аннуитетную или дифференцированную. Что мешает предоставить автовладельцам право выбирать, страховать автомобиль, или свою ответственность? У нас ведь страховые компании созданы для автовладельцев, а не автовладельцы для страховых компаний. Следовательно, интересы автовладельцев должны иметь приоритет.



12.01.2016

Комментарий:

По моему, и при существующей редакции закона об ОСАГО можно не привязывать полис к конкретному авто, поскольку от "авто" учитывается только мощность и то дискретно. Вот и указывать именно эти л/с,к примеру " использование ТС мощностью до 150 л/с". А тот факт что в полисе указаны идентификационные номера авто, нарушает мои права на использование ТС и свободу выбора ТС. Для того чтобы воспользоваться другим авто надо "напрягать" родственников, друзей и т.д., которым это не очень то и нужно.Кроме этого, по определению предметом страхования является никак не автомобиль, а риск связанный с тем что конкретный водитель(Ф.И.О.) вознамерился управлять ТС. Поэтому совершенно незаконно требование страховщиков оплачивать полис на каждый автомобиль. Решение здесь одно выписывать полис на каждый, а оплачивать самый дорогой по мощности.






ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС








Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"


Поиск страховой информации



А.Б.Знаменский,
© Copyright' 2003-2014
   
Рейтинг@Mail.ru