![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() Проект ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от "__" ________ 2013 г. № ____ МОСКВА 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия). 2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных программных документов. 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке региональных целевых программ и иных программных документов. Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от __________20___ г. №___ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА1. Современное состояние страховой деятельности в Российской Федерации1.1. Основные итоги реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008-2012 гг.)Положения Стратегии развития страховой деятельности на среднесрочную перспективу реализовывались в период с 2008 по 2012 гг. В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии развития страховой деятельности на среднесрочную перспективу в целом основные показатели развития страховой отрасли достигнуты, большая часть мероприятий, предусмотренных Планом, выполнена. Наиболее значимыми из принятых мер являются:
Меры, принятые в рамках реализации Стратегии развития страховой деятельности Российской Федерации на среднесрочную перспективу, были направлены на решение следующих задач:
Данные задачи продолжают оставаться актуальными, что обеспечивает преемственность подходов к развитию страховой деятельности в рамках настоящей Стратегии и предыдущей Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Настоящая Стратегия учитывает тенденции развития страховой отрасли, анализ ее текущего состояния и определяет основные направления развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года в условиях глобализации финансовых рынков, усиления конкуренции и повышения роли страхового рынка в экономике страны. 1.2. Анализ показателей и проблем развития страховой отрасли Российской ФедерацииРазвитие страховой отрасли России характеризуют следующие тенденции и показатели. Рис 1. Численность субъектов страхового дела Количество страховщиков (страховых организаций и обществ взаимного страхования) в период с 2007 г. по 2011 г. сократилось на 20 %. В 2007 году в едином государственном реестре субъектов страхового дела числилось 857 страховых организаций, в конце 2011 г. -579. Количество страховых брокеров продолжает расти - с 87 в 2007 г. до 181 в 2011 г. (увеличение более чем в 2 раза). Рис 2. Величина совокупного уставного капитала, величина среднего уставного капитала Величина совокупного уставного капитала страховых организаций за 2007-2011 гг. увеличилась с 156,4 млрд. руб. до 187,9 млрд. руб. Средний размер уставного капитала, приходящийся на одного страховщика, за анализируемый период продолжал расти и составил в 2011 году 324,5 млн. руб., увеличившись за 5 лет на 80 %. Указанный рост обусловлен повышением требований к финансовой устойчивости страховых организаций, в связи с принятием федеральных законов от 22 апреля 2010 года № 65-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с которыми с 1 января 2012 года повышены требования к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций до 4 раз. Данные изменения страхового законодательства привели к активизации процессов увеличения уставного капитала страховщиков, слиянию и поглощению страховых организаций, а также к пересмотру приоритетов деятельности страховых организаций, в частности, в отношении необходимости наличия лицензии на перестрахование. Рис 3. Доля иностранного участия в уставном капитале страховых организаций Увеличилась доля иностранного участия в уставных капиталах страховых организаций (с 9,7% в 2007 году до 22,2% в 2010 году и до 17,8% в 2011 году), при этом законодательно установленное ограничение в 25% на конец 2010 года было практически достигнуто. Рис 4. Динамика страховых премий и выплат (без ОМС) Совокупная страховая премия российских страховщиков за 2011 г. составила 663,7 млрд. руб. (прирост 37% по сравнению с 2007 г.), выплаты - 303,1 млрд. руб. (прирост 49% по сравнению с 2007 г.). В 2009 году наблюдалось повышение коэффициента страховых выплат, вызванное снижением суммы страховых премий, собранных страховщиками, и уменьшением свободных денежных средств у населения в связи с финансовым кризисом. В целом же в период с 2007 г. по 2011 г. коэффициент страховых выплат увеличился на 3,8 процентных пункта. Рис 5. Структура совокупной страховой премии (без ОМС) В структуре общей страховой премии (кроме ОМС) по-прежнему основная часть приходится на имущественное страхование, однако его доля в общем объеме страховой премии постепенно снижается. Так, за 2011 год она снизилась на 5 процентных пунктов по сравнению с 2007 годом. Доля страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в структуре страховых премий остается практически неизменной. В 2010, 2011 годах отмечен рост доли страховых премий по страхованию жизни и иным видам личного страхования в общем объеме страховых премий. С 1 января 2012 года в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) коренным образом изменилась система финансирования. В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации указанного Федерального закона страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС, больше не признают страховые платежи в составе доходов, не формируют страховые резервы по ОМС, не отражают страховые выплаты при оплате счетов медицинских организаций. Все средства обязательного медицинского страхования признаются средствами целевого финансирования (целевыми средствами), а их движение (получение от источника финансирования и направление на оплату медицинской помощи застрахованным лицам оказанной медицинскими организациями) не отражаются как страховые операции. В 2011 году доля страховых платежей (страховых премий) по ОМС в общей сумме страховых премий по всем видам страхования составляла 50 %, их превышение по сравнению с 2007 г. составило 13 %. Рис 6. Динамика страховых премий (без ОМС) Доля страховых премий по обязательным видам страхования (без ОМС) в общем объеме страховых премий в 2011 году составила 17,5 % и снизилась на 1,5 процентных пункта по сравнению с 2009 г., в связи со спадом, вызванным финансовым кризисом. В 2012-2013 гг. предполагается рост страховых премий по договорам обязательного страхования в связи с введением новых видов обязательного страхования: обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. За 9 месяцев 2012 г. по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте объем страховых премий составил 7,5 млрд. рублей. В 2013 г. рост страховых премий продолжится в связи с распространением норм законодательства на опасные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Рис 7. Динамика премий и выплат по страхованию жизни Страховые премии (взносы) по страхованию жизни составили в 2011 году 34,7 млрд руб., выплаты - 7,7 млрд руб. Устойчивый рост страховых премий по страхованию жизни наблюдался со II-го квартала 2009 года и сохранялся на протяжении 2010-2011 гг. Данная тенденция отразилась на увеличении объема страховых премий данного сегмента страхового рынка в 2011 г. на 120% по сравнению с 2009 годом. С 2009 года наблюдается умеренный рост страховых премий по таким видам страхования, как страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика и пенсионном страховании. По видам страхования жизни на случай смерти, дожития застрахованных лиц до определенного возраста или срока либо наступления иного события в их жизни, наблюдается заметный рост страховых премий в 2010 году на 45% по сравнению с показателем 2009 года (18,4 млрд руб. против 12,6 млрд руб. в 2009 году) и достиг уровня 2007 года. Объем страховых премий на душу населения за анализируемый период с 2007 по 2011 год увеличился на 65 %, в то время как количество заключенных договоров страхования снизилось на 13 %, количество заключенных договоров страхования в 2011 г. снизилось по сравнению с 2010 г. на 24 %. Активизация экономических процессов, происходящих в стране, и рост доходов населения отразился на состоянии финансового, и в том числе страхового, рынка. Спрос на страховые услуги начиная с 2010 г. постепенно восстанавливается. Рис 8. Количество заключенных договоров страхования и объем страховых премий на душу населения Доля страховых премий в ВВП на протяжении последних 5 лет остается сравнительно стабильной, при этом объем премий по видам страхования, кроме обязательного медицинского страхования, растет темпами меньшими, чем ВВП. В 2011 году доля страховых премий в ВВП составила 1,22 %. Рис 9. Доля активов страховых организаций и страховых премий в ВВП Активы страховых организаций за период с 2007 по 2011 гг. увеличились с 759,2 млрд. руб. до 1030,2 млрд руб. Рынок страховых услуг в настоящее время характеризуется стабильно высокой концентрацией. Так, в 2009 году более половины объема рынка добровольного страхования контролировалось 11 страховыми группами, в 2011 году на 9 крупнейших страховых групп приходится 61,25% объема услуг страхового рынка. Наиболее концентрированым рынком обязательного страхования является рынок услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). На названном рынке на протяжении трех лет (2009-2011 гг.) более половины объема собранной страховой премии приходилось на 2 страховые группы и 2 страховые компании. С 2009 года объем собранной ими страховой премии по данному виду услуг составлял не менее 54%. Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. оказал влияние на деятельность страховщиков:
В течение последних нескольких лет практически отсутствовало предложение новых страховых продуктов и услуг, инновационных идей по новым видам добровольного страхования. На фоне роста ценовой конкуренции, перераспределения страховых премий, сегментации страхового рынка, исходя из рентабельности страховых операций, вне страховой защиты оказались многие потенциальные потребители страховых услуг (например, граждане, проживающие в сельской местности, малые предприятия и др.). Развитие страховой отрасли сдерживается невысоким уровнем страховой культуры и страховой грамотности потребителей страховых услуг, крайне низким спросом на страховые услуги. Страховщики и их профессиональные объединения не уделяют должного внимания пропаганде страхования, разъяснению условий страхования и его преимуществ по сравнению с иными финансовыми институтами. Таким образом, можно выделить ряд проблем:
2. Цели и задачи развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 годаОсновной целью настоящей стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли - превращению ее в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий:
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
Основными условиями, позволяющими достичь поставленной цели и намеченных задач, являются:
3. Основные направления развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года.Для достижения поставленных настоящей стратегией цели и задач необходимо принять ряд мер по следующим основным направлениям. 3.1. Совершенствование регулирования обязательного страхованияВ настоящее время развитие страховой отрасли происходит по экстенсивному пути. Темпы прироста размера страховых премий увеличиваются за счет введения обязательных видов страхования. По мере охвата объектов страхованием в обязательной форме происходит замедление темпов роста страховой премии, что в свою очередь требует введения новых видов обязательного страхования. При такой ситуации потенциал развития страхового рынка не используется в полном объеме и формируется неэффективная и несбалансированная структура страхового рынка. В результате повышается концентрация страхового рынка, сокращается число участников, конкуренция и качество страховых услуг не улучшается, доля страховых премий в ВВП не увеличивается. Условия обязательного страхования, не учитывающие особенности деятельности и интересы каждого страхователя, не привлекательны для большинства из них. Практика проведения страхования в обязательной форме выявила следующие недостатки:
Всякое обязательное страхование является ограничением прав и свобод человека и гражданина, поскольку умаляет его автономию воли, предписывает ему заключить гражданско-правовые договоры на определенных условиях и, что практически наиболее существенно, понести соответствующие расходы в виде уплаты страховой премии. Из содержания статьи 55 Конституции Российской Федерации следует, что при введении любого нового вида обязательного страхования необходимо установить, какие цели преследует его введение и соразмерность страховых выплат потенциально причиненному ущербу. Введение обязательных видов страхования требует более системного подхода с учетом оценки значимости потенциальных страховых рисков, социально-экономических факторов, исключив неоправданное нарушение прав и интересов страхователей. Умаление прав страхователей путем введения обязательного страхования должно уравновешивать гарантированное возмещение вреда в интересах потерпевших. Важной особенностью развития обязательного страхования должно быть четкое разделение страхования на добровольное и обязательное в соответствии со статьей 927 Гражданского кодекса Российской Федерации, соблюдение требований статей 935, 936 Кодекса, статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" при введении обязательного страхования. К обязательному страхованию следует прибегать лишь в случаях, когда оно является наиболее эффективным способом решения общественно значимых проблем. Это касается в основном страхования гражданской ответственности, связанной с деятельностью, создающей повышенную опасность. В целях совершенствования регулирования обязательных видов страхования необходимо:
Продолжить работу направленную на совершенствование порядка формирования органов управления профессиональных объединений страховщиков, занимающихся обязательными видами страхования ответственности, и порядка принятия решения членами в целях исключения конкурентных преимуществ, невыгодных условий членства и создания равных условий для членства, сохранения баланса интересов членов. В рамках совершенствования действующих видов обязательного страхования: 1. Совершенствование законодательства об обязательном медицинском страховании (далее - ОМС), в том числе с учетом анализа возможности поэтапного перехода системы ОМС на принципы конкурентной (рисковой) модели, повышение роли страховых медицинских организаций, а также обеспечение взаимодействия систем обязательного и добровольного медицинского страхования. 2. Основными направлениями совершенствования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств будут являться:
3. Основными мерами по развитию обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте являются:
4. Потребуется принятие комплекса мер по реализации Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", а также по совершенствованию законодательных и нормативных правовых основ данного вида обязательного страхования по результатам анализа практики его осуществления за ряд лет. Для обеспечения возмещения причиненного вреда третьим лицам субъектами предпринимательской деятельности считаем целесообразным рассмотреть возможность установления требования о наличии договора страхования ответственности для отдельных субъектов предпринимательской деятельности (с учетом международной практики) в качестве условия осуществления соответствующих видов профессиональной деятельности. Также необходимо установить единые подходы к определению размеров страховых сумм и страховых выплат в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, поэтапно повысить предельный уровень страховых выплат до 2 миллионов рублей в целях обеспечения равных прав граждан на получение страховых выплат в случае смерти или причинения вреда здоровью граждан, расширить перечень выгодоприобретателей, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца. Учитывая сложившуюся ситуацию на рынках обязательного страхования, дальнейшее развитие страховой отрасли Российской Федерации должно быть направлено на стимулирование развития добровольных видов страхования, а также повышение привлекательности страхования для граждан. В целях перехода страховой отрасли на интенсивный путь развития, предусматривающий структурные преобразования отрасли, в том числе, направленные на развитие потенциально растущих отраслей страхования (жизни, медицинское, имущественное), расширение сферы деятельности страховщиков, повышение клиентоориентированности, внедрение новых видов страхования, повышение интересов потенциальных страхователей, комплексное совершенствование законодательства необходима переориентация государственной политики и деятельности страховщиков. 3.2. Стимулирование развития добровольного страхованияИнтенсивный путь развития страховой отрасли будет обеспечиваться внедрением новых условий добровольного страхования, новых страховых продуктов и способов их реализации, позволяющих более качественно удовлетворять потребности потребителей в защите их имущественных интересов, что доказывает необходимость стимулирования развития добровольного страхования и здоровой конкуренции для обеспечения качественного инновационного развития страхового дела в Российской Федерации. Для обеспечения устойчивого развития добровольного страхования необходимо реализовать следующий комплекс мер:
Реализация комплекса мер по развитию добровольного страхования будет способствовать большему охвату потенциальных страхователей, обеспечит доступность страховых услуг для всех категорий граждан и юридических лиц, позволит освободить государство от избыточных расходов, ограничив его роль по возмещению вреда в результате чрезвычайных ситуаций случаями реализации особо крупных рисков. 3.3. Расширение сферы деятельности субъектов страхового делаИнтенсивный сценарий развития страхового дела предполагает не только совершенствование традиционных сфер деятельности субъектов страхового дела, но и внедрение, и развитие новых механизмов защиты имущественных интересов, построенных на страховых принципах. Обеспечение создания новых и совершенствование действующих страховых инструментов обеспечения исполнения обязательств по договорам, для этого необходимо:
Немаловажным аспектом расширения сферы деятельности субъектов страхового дела является комплексное развитие взаимного страхования, которое может стать эффективным и доступным инструментом страховой защиты для граждан России, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также объединения страховых интересов юридических лиц по профессиональному признаку. Основными направлениями развития взаимного страхования являются:
3.4. Развитие инфраструктуры страхового рынкаНеобходимым условием существования эффективного страхового рынка является наличие его развитой инфраструктуры. Это предполагает реализацию следующего комплекса мер:
3.5. Оптимизация системы управления рисками за счет бюджетных средствГосударство является одним из крупнейших страхователей, за счет бюджетных средств осуществляется значительное количество видов личного страхования, а также имущественного страхования. В частности, за счет бюджетных средств осуществляется государственное личное страхование (жизни и здоровья) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, работников налоговых и таможенных органов, прокуроров, государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей и иных лиц. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Бессистемное введение "обязательного" государственного страхования жизни и здоровья отдельных категорий лиц путем внесения соответствующих положений в федеральные законы, не являющиеся законами о конкретном виде обязательного страхования, и даже в законы субъектов Российской Федерации приводит к правовым коллизиям и пробелам регулирования осуществления личного страхования за счет бюджетных средств, неопределенности статуса такого страхования, формы его осуществления. В целях единообразного применения норм требуется их систематизация и исключение противоречивости в толковании. На уплату страховых премий по имущественному страхованию для государственных и муниципальных нужд, в частности, страхование запусков космических объектов, страхование федерального и муниципального имущества, подлежащего сдаче в аренду, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте также затрачиваются значительные бюджетные средства, при этом достаточно трудно спрогнозировать эффективность таких расходов. Предварительный анализ результатов проведения указанных видов страхования свидетельствует о том, что страховые премии значительно превышают страховые выплаты, расходы на администрирование такого страхования, в том числе связанные с проведением конкурсов по отбору страховщиков, сопоставимы, а в некоторых случаях превышают потенциальные расходы на администрирование соответствующих выплат в случае, если бы они осуществлялись непосредственно за счет бюджетных средств, минуя страховщиков. Увеличение доли расходов на ведение дела в структуре страховой премии, собираемой по таким видам страхования, отчасти является вынужденной мерой, связанной с реализацией вида страхования (финансирование обучения сотрудников, создание информационных систем, привлечение клиентов), или продиктовано осознанной экономикой страховщика, попадающего в зависимость от страхового посредника (например, банка), обеспечивающего расширение страхового поля. Затраты на страхование со стороны граждан и хозяйствующих субъектов признаются избыточными, для страхователя в лице государства эту долю следует сокращать за счет агрегирования средств страховых фондов, минимизации размера рисковой надбавки по видам страхования, экономии расходов, в частности, на ведение дела и комиссионные вознаграждения посредникам. При определении условий договоров обязательного страхования для органов государственной власти и муниципальных образований в целях сокращения расходов бюджетной системы на страхование необходимо рассмотреть возможность учета особенностей объекта страхования и деятельности страхователей, оптимизации форм участия государства в страховании. Учитывая изложенное, необходимо провести анализ государственных и муниципальных расходов на страхование, комплексно проанализировать их эффективность и экономическую целесообразность действующей системы защиты имущественных интересов государства. С учетом международного опыта и потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и бюджетных учреждений в управлении различными рисками следует оценить различные формы управления рисками за счет бюджетных средств (страхование, самострахование и иные формы, в том числе смешанные) и сформировать систему управления рисками, максимально отвечающую интересам государства, обеспечивающую эффективность расходования бюджетных средств, прозрачность и контроль соответствующих расходов, точность их планирования и бесперебойное выполнение соответствующих социальных и иных обязательств государства. Необходимо разработать комплекс мероприятий по сокращению расходов бюджетной системы на организацию страхования. 3.6. Развитие системы сельскохозяйственного страхованияВ рамках модернизации системы сельскохозяйственного страхования принят Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", существенно изменяющий систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Однако доля застрахованных с государственной поддержкой посевных (посадочных) площадей в общем объеме посевных (посадочных) площадей остается невысокой и по итогам ярового сева 2012 года составила 20% (по состоянию на 1 октября 2012 года без учета площади посевных (посадочных) площадей субъектов Российской Федерации, в которых государственная поддержка сельскохозяйственного страхования не осуществляется). За период январь - июнь 2012 года заключено 121 519 договоров сельскохозяйственного страхования, из них с государственной поддержкой - 3 575 договоров. Страховые премии по сельскохозяйственному страхованию за этот период составили 7 041 миллион рублей, из них по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой - 5 810 миллионов рублей; страховые выплаты по договорам сельскохозяйственного страхования - 2 642 миллиона рублей, из них по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой - 1 709 миллионов рублей. Невысокий интерес сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой обусловлен рядом причин, основными из которых являются:
Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, должно базироваться на следующих принципах:
Вместе с тем необходимо учитывать, что сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществляется в целях снижения финансового бремени государства в части возмещения затрат в случае возникновения катастрофических для сельскохозяйственного производства последствий природных явлений и предоставляет минимальный уровень страховой защиты (ограниченные перечни сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и рисков, на случай наступления которых осуществляется страхование, неполная страховая сумма, возможность применения франшизы), который может восполняться за счет дополнения его условиями добровольного страхования. Добровольное сельскохозяйственное страхование должно осуществляться на более гибких условиях, позволяющих сельскохозяйственным товаропроизводителям выбирать страховой продукт, наиболее полно удовлетворяющий их потребности в страховой защите, и стимулирующих сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования в качестве одного из способов защиты своих имущественных интересов. Данное добровольное страхование должно постепенно замещать сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, и снижать долю участия государства в системе сельскохозяйственного страхования. 3.7. Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечения их финансовой устойчивости.3.7.1. Систематизация форм и методов государственного страхового надзора и применяемых органом страхового надзора санкцийДля улучшения условий осуществления страховой деятельности в России, повышения прозрачности, стабильности и цивилизованности российского страхового рынка, гармонизации российского страхового законодательства с международной практикой и рекомендациями Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) необходимо принять меры по повышению эффективности государственного страхового надзора, систематизации форм и методов его осуществления, направленные, в частности, на:
Кроме того, необходимо разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию и систематизации применяемых органом страхового надзора санкций к субъектам страхового дела, предусматривающий, в частности:
3.7.2. Совершенствование требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиковДействующая система регулирования финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков требует совершенствования в части подходов к формированию страховых резервов, а также порядка расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств. Порядок расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств должен учитывать не только специализацию страховщика, но и быть дифференцирован в зависимости от осуществляемых им видов страхования и принимаемых рисков. При этом следует предусмотреть возможность изменения норматива платежеспособности для страховщиков, имеющих стабильный страховой портфель и продолжительный опыт работы по отдельным видам страхования. Порядок формирования страховщиками страховых резервов должен быть уточнен с учетом международной практики и устанавливать требования и критерии адекватности (достаточности) страховых резервов. Подходы к формированию страховщиками страховых резервов должны более четко учитывать специфику различных видов страхования, для которых характерны:
Следует пересмотреть состав формируемых страховщиками страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни: ввести резерв неистекшего риска и упразднить обязательный порядок формирования стабилизационных резервов, наделив страховщиков правом самостоятельно принимать решения о необходимости их формирования. Для обеспечения устойчивости страховых операций по вновь вводимым видам обязательного страхования с регулируемыми государством страховыми тарифами следует предусмотреть обязательное формирование резерва выравнивания убытков в течение определенного периода с момента введения соответствующего вида обязательного страхования. Необходимо внедрить практику проверки адекватности и анализа достаточности страховых резервов с целью возможности корректировки методов их расчета и (или) применяемой страховщиком тарифной политики. Необходимо принять меры по развитию института внутреннего контроля в страховых организациях, который является эффективным инструментом по выявлению и оценке рисков, поддержанию их на приемлемом уровне, не угрожающем финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, а также развитию внутреннего аудита в страховых организациях как ключевого звена их системы внутреннего контроля. Совершенствование регулирования перестрахования, например оптимизация размеров собственного удержания страховщиков, деятельности перестраховочных пулов, а также совершенствование перестраховочной политики страховщиков для обеспечения финансовой устойчивости операций по страхованию. 3.7.3. Повышение качества раскрываемой субъектами страхового дела информацииСледует продолжить работу по повышению качества и прозрачности информации, раскрываемой субъектами страхового дела в бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности, статистической отчетности, а также отчетности в порядке надзора, ориентируясь на международную практику осуществления контроля и надзора. Повышение требований к объему, качеству и периодичности представления субъектами страхового дела отчетности и иной раскрываемой ими информации не должно допускать дублирования показателей и их излишней детализации. При этом должны быть созданы условия для представления указанной отчетности в орган страхового надзора в виде электронных документов, созданных с использованием электронной подписи. Процесс приема и анализа отчетности субъектов страхового дела должен быть полностью автоматизирован и упрощать проведение оперативного мониторинга за деятельностью субъектов страхового дела. Ключевым в процессе проведения мониторинга за деятельностью страховщиков и анализа представляемой ими отчетности должны стать оперативные методы обнаружения проблем и негативных факторов, указывающих на ранние признаки несостоятельности (банкротства) страховщиков. Процесс автоматизированной обработки отчетности страховщиков должен включать проведение ее анализа с использованием комплексных методик, указывающих на ранние признаки несостоятельности (банкротства) страховщиков либо на иные негативные явления в их деятельности, требующие вмешательства со стороны органа страхового надзора. Для надлежащего исполнения органом страхового надзора полномочий по контролю за достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности необходима выработка критериев ее недостоверности, а также надлежащей системы реагирования на выявленные факты существенного искажения показателей отчетности и меры воздействия за попытки скрыть реальное положение дел. Необходимо создать нормативно-правовые условия для взаимодействия аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит страховщиков, и органа страхового надзора. Следует расширить роль аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в осуществлении независимого контроля за деятельностью страховщиков, установив обязанность аудиторских организаций помимо мнения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика в аудиторском заключении высказывать мнение о выполнении страховщиком установленных требований финансовой устойчивости и платежеспособности и о состоянии его внутреннего контроля. На завершающем этапе реформирования системы отчетности субъектов страхового дела следует создать нормативно-правовые условия для поэтапного перехода страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) на международные стандарты финансовой отчетности и последующего отказа от составления отчетности по национальным стандартам бухгалтерского учета, исключив таким образом двойную нагрузку на них. По результатам обобщения практики составления страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) должны быть выработаны подходы и методы осуществления надзора за страховыми группами и финансовыми конгломератами. 3.8. Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхованияОдним из важнейших направлений развития страховой деятельности, позволяющим повысить доверие граждан к страховщикам и институту страхования в целом, является защита прав потребителей. В данном направлении необходимо принять следующие меры:
Недостаточный уровень страховой культуры большей части потребителей страховых услуг существенно ограничивает использование и развитие механизмов страховой защиты, что в основном обусловлено: особенностью и условиями становления рыночной экономики в России, определившими недоверие к кредитно-финансовым институтам и к страховым услугам - в частности, недостаточностью информации о страховании и субъектах страхового дела в СМИ, недостаточно квалифицированным менеджментом страховой отрасли, низким уровнем жизни значительной части населения, слабым развитием сфер малого бизнеса и предпринимательства, коротким горизонтом финансового планирования домохозяйств и хозяйствующих субъектов. Для решения существующих проблем необходимо проведение согласованных действий профессиональными участниками страхового рынка, их объединениями, органами государственной власти и другими заинтересованными структурами, направленных на:
3.9. Усиление роли российского страхового рынка на международном уровнеВ связи с присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО) и взятых в связи с этим обязательств, требуется комплекс мер по гармонизации российского страхового законодательства:
В целях обеспечения конкурентоспособности российского страхового рынка на международном уровне необходимо уточнить сферу деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации для осуществления отдельных видов страхования (обязательное страхование (в том числе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств), страхование жизни, страхование для государственных и муниципальных нужд). Необходимо разработать комплекс мер по обеспечению деятельности российских страховых и перестраховочных компаний на международном перестраховочном рынке, становлению российского страхового рынка в качестве крупного перестраховочного центра, обеспечивающего защиту интересов и экономическую координацию участников российского и зарубежных страховых рынков, а также по участию России на международном перестраховочном рынке на паритетных началах. В рамках подготовки к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) необходимо принять меры по гармонизации практики деятельности российских страховщиков с международными стандартами и рекомендациями ОЭСР в качестве ориентира деятельности. В рамках сотрудничества со странами членами Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества, Европейского экономического сообщества следует продолжить интеграционные процессы отдельных сегментов национальных страховых рынков, создать правовые основы в рамках сотрудничества в сфере страхования между Российской Федерацией и иными международными организациями по аналогии с Европейским Союзом. Необходимо поддержание постоянного диалога, направленного на развитие сотрудничества и сближение регулирующих систем в сфере страхования, которые будут получены в результате реализации международных проектов, рекомендаций и директив Международной ассоциации страховых надзоров и Европейского Союза. ПРОЕКТ Дорожная карта
|
КОНТРОЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | Базовое значение (2011 год) | Темпы прироста, % (от периода к периоду) | ||
2014 | 2017 | 2020 | ||
Доля страховых премий в валовом внутреннем продукте, % к ВВП (ОМС исключено) | 1,2 | 42 | 53 | 35 |
Объем совокупной страховой премии (без ОМС), млрд. руб. | 663,7 | 76 | 95 | 61 |
Доля страхования жизни в объеме совокупной страховой премии, % | 5,2 | 43 | 33 | 20 |
Доля добровольных видов страхования в объеме совокупной страховой премии, % | 83,3 | -4 | 6 | 6 |
Доля обязательных видов страхования в объеме совокупной страховой премии, % | 16,7 | 20 | -25 | -33 |
Объем страховых выплат, млрд. руб. | 303,1 | 92 | 114 | 76 |
Объем страховых премий на душу населения, руб. | 4642,3 | 77 | 95 | 62 |
Ожидаемый результат | Мероприятие | Срок реализации | Ответственные исполнители |
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ | |||
1. Совершенствование гражданско-правовых основ договора страхования, взаимного страхования и иных форм гарантирования | Подготовка предложений по внесению изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации | март 2016 | Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства |
Минфин России | |||
Минэкономразвития России | |||
Роспотребнадзор | |||
ФСФР России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
2. Совершенствование регулирования и надзора на страховом рынке, обеспечение правовых основ развития инфраструктуры страхового рынка | Разработка предложений по внесению изменений в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» | апрель 2015 | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
ФАС России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
3. Оптимизация налогообложения в сфере добровольного страхования, в частности страхования жизни | Подготовка предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации | октябрь 2013 | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
4. Повышение эффективности предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части затрат на страхование, повышение эффективности страховой защиты российских сельскохозяйственных производителей | Подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» | август 2013 | Минсельхоз России |
Минфин России | |||
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
ФАС России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
5. Оптимизация системы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, учитывающая наиболее значимые факторы, влияющие на безопасность эксплуатации каждого опасного объекта | Подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» | 2014 год | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
МЧС России | |||
Ростехнадзор | |||
ФСФР России | |||
ФАС России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
6. Комплексное совершенствование законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств | Принятие федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон | 2013 год | Минфин России |
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» | Минэкономразвития России | ||
Минтранс России | |||
МВД России | |||
ФАС России | |||
ФСФР России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
7. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность обществ взаимного страхования, обеспечения их финансовой устойчивости | Подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный закон «О взаимном страховании» | февраль 2013 | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФАС России | |||
ФСФР России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
8. Совершенствование системы государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов страхового дела путем систематизации форм и методов контроля, определения правовых основ проведения проверок субъектов страхового дела, применения к ним санкций и их классификации | Принятие федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» | 2013 год | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
Роспотребнадзор | |||
ФАС России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
9. Изменение требований к качеству структуры капитала страховщиков, определение процедуры передачи страхового портфеля при замене страховщика в договоре страхования, а также установление основ для введения в страховых организациях системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях повышения эффективности управления рисками, совершенствование систем сострахования, перестрахования, детализация видов страхования, объектов страхования, регулирование деятельности страховых посредников, страховых пулов | Принятие проектов федеральных законов № 391338-5 и № 625509-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» | 2013 год | Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации |
Минфин России | |||
10. Увеличение размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций | Принятие проекта федерального закона № 56775-6 «О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» | 2013 год | Государственная Дума Федерального Собрания российской Федерации |
Минфин России | |||
11. Регулирование сферы деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации в связи с обязательствами Российской Федерации по вступлению в ВТО | Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», и проектов иных нормативных правовых актов | октябрь 2014 | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФАС России | |||
ФСФР России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
12. Гармонизация законодательства о защите прав потребителей и страхового законодательства | Подготовка предложений по внесению изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела» | декабрь 2013 | Роспотребнадзор |
Минфин России | |||
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
ФАС России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
13. Введение консолидированного надзора за страховыми группами и финансовыми конгломератами, в состав которых входят страховщики | Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также иных нормативных правовых актов, необходимых для реализации консолидированного надзора. | декабрь 2014 | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
с участием Банка России и иных заинтересованных организаций | |||
14. Совершенствование порядка формирования страховщиками страховых резервов | Подготовка нормативного правового акта об утверждении Порядка формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни | июнь 2013 | Минфин России |
ФСФР России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
15. Интеграция финансового регулирования в рамках ЕЭП | Подготовка и реализация законодательных и иных нормативных правовых решений, обеспечивающих интеграцию финансового регулирования в рамках соглашения о ЕЭП. | июнь 2016 | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
МИД России | |||
ФСФР России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
16. Создание компенсационных и гарантийных механизмов для участников финансового рынка | Подготовка и реализация комплексных предложений по созданию компенсационных и гарантийных механизмов для участников финансового рынка. Принятие федерального закона, иных нормативно-правовых актов. | июнь 2015 | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
ФАС России | |||
с участием заинтересованных организаций | |||
17. Создание института финансового омбудсмена | Подготовка проекта федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» | I квартал 2013 | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
Роспотребнадзор | |||
ФСФР России | |||
18. Установление тарифного коридора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств | Подготовка постановления Правительства Российской Федерации | По мере рассмотрения федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон | Минфин России |
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», | Минэкономразвития России | ||
2013 год | ФСФР России | ||
ФАС России | |||
19. Уточнение подходов к установлению страховых тарифов по отдельным группам опасных объектов с учетом класса опасности | Подготовка постановления Правительства Российской Федерации | После внесения изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
20. Корректировка методики расчета страховых тарифов | Принятие нормативного правового акта | После принятия изменений в Закон Российской Федерации « Об организации страхового дела в Российской Федерации» | Минфин России |
ФСФР России | |||
21. Выработка минимальных стандартов страховой услуги | Принятие федерального закона « О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части регулирования страхования граждан, выезжающих за рубеж), иных нормативных правовых актов, касающихся установления минимальных требований к предоставлению страховых услуг по массовым видам страхования | 2014-2016 гг. | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
МИД России | |||
Минздрав России | |||
Ростуризм | |||
Роспотребнадзор | |||
ФАС России | |||
МЧС России | |||
22. Уточнение подходов к оценке нормативов маржи платежеспособности | Принятие нормативного правового акта | 2013 год | Минфин России |
ФСФР России | |||
23. Подготовка предложений по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования | Проект федерального закона | 2018 год | Минздрав России |
Минфин России | |||
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
Роспотребнадзор | |||
24. Определение порядка осуществления мониторинга достаточности и обоснованности страховых тарифов, устанавливаемых по обязательным видам страхования, оценки их воздействия на субъекты предпринимательской деятельности, доведения результатов мониторинга до общественности. | Акты Правительства Российской Федерации | 2013 год | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
Минтранс России, другие заинтересованные ведомства | |||
25. Участие в подготовке, обсуждении и реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации | Проекты нормативных правовых актов | до 2020 года | Минтруд России |
Минфин России | |||
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
26. Сближение с нормами международного регулирования (ОЭСР, МАСН, ЕС, Таможенный союз) | Проекты нормативных актов | 2017-2019 гг. | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
ФСФР России | |||
27. Регулирование актуарной деятельности | Принятие проекта Федерального закона «Об актуарной деятельности» | 2013 год | Минфин России |
Минтруд России | |||
Минэкономразвития России | |||
28. Оценка эффективности использования бюджетных средств на страхование | Подготовка доклада в Правительство Российской Федерации | ноябрь 2014 | Минфин России |
Минэкономразвития России, Счетная Палата Российской Федерации, другие заинтересованные ведомства | |||
29. Совершенствование законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном, с учетом анализа правоприменения | Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» | 2017 год | Минфин России |
Минэкономразвития России | |||
Минтранс России | |||
ФСФР России | |||
ФАС России |
А.Б.Знаменский, © Copyright' 2003-2014 |
![]() |