Путешествие на автомобиле в Голландию (Королевство Нидерланды), апрель 2009

Источник: Знай страхование - Znay.ru -> Автопутешествия -> Нидерланды (Голландия) 2009
URL: http://www.znay.ru/hobby/holland2009/
Дата: 30.03.16


"Быть самими собой и становиться такими, какими мы можем стать, - вот единственная цель жизни. "
Бенедикт Спиноза, голландский философ XVII века


На день рождения к Королеве...


Санкт-Петербург - Финляндия - Германия - Нидерланды - Германия - Финляндия - Санкт-Петербург (10 дней).


Машина:


Экипаж:


Подготовка

Сама идея поехать в конце апреля в Нидерланды возникла довольно спонтанно, меньше чем за три недели до поездки. Компания, в которой я трудился, в связи с кризисом приказала долго жить. С новой работой ясности еще не было, но было понятно, что о летнем отпуске (планировали поездку в Швейцарию) можно забыть. Подумалось, что пока еще оставались деньги и есть свободное время - не махнуть ли куда в Европу всей семьей. Сперва хотел просто отдохнуть в коттедже в Финляндии, но просто сидеть неделю в лесу при сомнительной погоде не хотелось, тем более что цены на майские зарядили неслабые.

Попросил посоветовать что-нибудь в конференции "Отдых и Путешествия" на www.auto.ru и мне порекомендовали съездить в Голландию, где 30 апреля отмечают один из основных праздников страны - День рождения Королевы! На день рождения Королевы меня еще никогда не приглашали и я сразу загорелся этой идеей.

Опыт предыдущих поездок помог - обязательное условие: при путешествиях с детьми паромы и жилье заказываются и оплачиваются заранее.

Предполагали добираться до Нидерландов проверенным путем через Швецию и Данию, которым ездили в Баварию прошлым летом.


Паромы

Первым делом нужно было купить билеты на паром Турку-Стокгольм и обратно. Обратился в "Паромный центр", где уже многократно заказывал билеты. Сотрудник "Паромного центра", выяснив, что Швеция и Дания нас не интересуют, предложил воспользоваться специальным предложением от компании Finnlines и плыть на пароме из Хельсинки прямо в Германию (Травемюнде). После проведения всевозможных расчетов и сравнений было признано, что этот вариант более дешев и позволяет сохранить силы экипажу. (Обсуждение сравнения вариантов передвижения на AUTO.RU).


Проживание

Сперва рассматривался вариант с поселением в отдельном домике в кемпинге. В Нидерландах довольно распространены так называемые бунгало-парки, состоящие из таких домиков-коттеджей. Вариантов было множество, но нам нужно было место не просто для отдыха, а чтобы из него быстро можно было добраться до основных городов страны, в первую очередь - до Амстердама. Таких свободных мест обнаружить не удалось - видимо, бронировать надо было раньше, чем за две недели. Проблема усугублялась еще тем, что ряд сайтов был исключительно на голландском языке, пройти процедуру бронирования на которых не удалось. Следует иметь в виду, что все бунгало-коттеджи в Нидерландах можно снять только тремя вариантами - с понедельника до пятницы, с пятницы до воскресенья или на всю неделю с понедельника до воскресенья. Нам же надо было поселиться в воскресенье вечером - такого варианта не было нигде!

Потом переключились на поиск отеля. Здесь нас также ждало разочарование - свободных семейных номеров не было нигде. Позже мы прочитали в путеводителе, что в голландских отелях почти нет номеров, рассчитанных на семьи с детьми - почти все двухместные.

Уже начали беспокоиться, что вообще не найдем жилья, но поиск апартаментов принес нужные результаты - мы нашли апартаменты, рассчитанные на 4-6 человек, в курортном городишке Зандворт (Zandvoort) на берегу Северного моря в 25 километрах от Амстердама.


Маршрут

Маршрут был довольно прост.


Маршрут в Голландию

Синими значками отмечены места старта/финиша и ночевок.


До места проживания в Нидерландах: полдня на дорогу от Санкт-Петербурга до Хельсинки, день и две ночи на пароме, полдня на дорогу от Травемюнде до Зандворта.

На каждый день в Нидерландах были запланированы радиальные выезды с посещением основных достопримечательностей (см. карты ниже).

Возвращаться планировали тем же маршрутом с посещением по дороге пары немецких городов - Бремена и Любека.

Как всегда при нашей подготовке адреса всех музеев и достопримечательностей, которые мы планировали посетить, были заранее отмечены в памяти навигатора и сгруппированы по дням предполагаемого посещения. В крупных городах были также определены паркинги и стоянки, на которых мы планировали оставлять машину.

Параллельно все маршруты с учетом времени на каждую достопримечательность были введены в MS AutoRoute - программа была установлена на ноутбук, который мы взяли с собой. По итогам первых дней путешествия было принято решение скорректировать планы двух радиальных выездов, что мы и сделали сразу на ноутбуке (в этот отчет попали уже итоговые маршруты).


Несколько фактов, которые необходимо знать путешественнику в Нидерландах


Деньги

Об этом уже написано во многих местах, но я считаю важным лучше повторить еще раз - в Голландии не принимают денежные купюры номиналом 200 и 500 Евро! Нигде! Во всяком случае мы не нашли ни одного места, где бы их принимали. Около касс практически во всех магазинах, кафе и музеях вы увидите подобную табличку.


Не берут крупные купюры


Даже купюры номиналом в 50 и 100 Евро порой вызывают нездоровую настороженность - их начинают проверять всяческими методами и настороженно поглядывают на вас.

При этом расплатиться карточками также можно далеко не везде - возможно, это последствия финансового кризиса и в этом отношении ситуация наладится, но пока факт остается фактом - наиболее спокойно в Голландии можно чувствовать себя с пачкой 20-евровых купюр в кошельке.


Дороги и дорожное движение

В Нидерландах нет платных дорог - по крайней мере, мы не видели ни одной, хотя исколесили всю центральную часть страны.

Движение весьма интенсивное и имеет несколько особенностей:

Пробки. При движении даже по крупным автострадам между городами Амстердам, Роттердам и Гаага, а также при подъездах к ним можно столкнуться с весьма большими пробками - имейте это в виду и закладывайте резерв времени при путешествии.

Дорожные развязки. При пересечении крупных магистралей дорожные развязки бывают очень запутанными - не знаю, чтобы я делал без навигатора. Несколько раз попадались аж пятиуровневые развязки!


Развязки в Голландии


Дорожные знаки. В городах (даже самых мелких) установлено огромное количество дорожных знаков. С моей точки зрения, такое количество знаков является чрезмерным - глаз просто не успевает фиксировать их все, а мозг не успевает обрабатывать информацию. Знаков как минимум в два раза больше, чем в аналогичных местах в Германии, и раз в пять больше, чем в России.


Дорожные знаки в Голландии


Смысл ряда знаков так и остался для меня неизвестен:


Дорожные знаки в Голландии


Светофоры. Поражает обилие светофоров. Их очень-очень много! Кажется, что не оборудованы светофорами только перекрестки с круговым движением. В некоторых местах старых городов светофоры натыканы буквально через каждые 30 метров, при этом они не синхронизированы - езда в таких местах превращается в сплошное мучение.

Попадаются еще светофоры для общественного транспорта - выглядят довольно зловеще.


Светофор в Голландии


Еще одной особенностью голландских светофоров является то, что при переключении с красного на зеленый у них не загорается желтый свет (вообще!).

Регулировщики. Иногда, в некоторых местах, движение регулируют явно не полицейские. Как выяснилось знаки, подаваемые регулировщиком, отличаются от подобных знаков в России - например, на фоторафии знак регулировщика разрешает двигаться в любом направлении.


Регулировщик


Разметка. Как и во многих европейских странах, в Нидерландах нет знаков "Движение по полосам" - есть только разметка на асфальте. Увидеть эту разметку при движении в плотном потоке можно только выдерживая приличную дистанцию до впереди идущей машины, что в городских условиях не всегда возможно. Дорожными знаками, несмотря на все их обилие, разметка не дублируется. Когда по телевизору показывают очередной дорожный коллапс в Европе из-за выпавшего снега, мне думается, что причина не столько в летней резине, сколько в том, что снегом засыпало разметку и бедные европейцы просто потеряли ориентацию на дорогах.

Общественный транспорт. То, что в Европе трамваи ездят, как у нас электрички, с полным пренебрежением к автомобильному транспорту, мы уже привыкли. В Нидерландах также ездят и автобусы общественного транспорта - они носятся по выделенным полосам движения или по трамвайным путям и при движении звенят в специальный звоночек - им лучше всегда уступать дорогу.


Парковки

Найти бесплатную стоянку в крупных городах или основных туристических точках почти нереально - нам встретилась только одна в Делфте причем относительно далеко от центра города.

Цены на парковку одни из самых высоких в Европе - 4 евро в час это уже очень дешево по голландским меркам. Средняя стоимость - 6 евро в час.

Оплату стоянки на улице надо производить в специальных паркоматах. Автоматы эти порой значительно отличаются друг от друга: некоторые берут только монеты, а другие только какие-то специальные карты. Несмотря на большие цены ни один паркомат не возьмет купюру от 50 евро и выше.

На паркомате в центре Гааги были перечеркнуты все виды банковских карт, и нам пришлось бегать разменивать мелочь.

Паркомат в Утрехте потребовал ввести номер автомобиля - он печатается на квитанции, которую надо положить под стекла автомобиля.

Паркомат в Роттердаме принимал к оплате только какие-то специальные карты - там мы вообще не смогли оплатить парковку.


Еда

Подробно о кухне Нидерландов вы прочитаете в путеводителях. Я же сообщу лишь несколько личных мнений:

"пинкейки" оказались обычными блинами с разнообразными начинками - попробовать, конечно, можно, но ожидать чего-нибудь сверхъестественного не стоит.

"кибелинги" - обычная рыба в кляре с добавлением соуса.

Однозначно можно рекомендовать только селёдку - ее продают в специальных ларьках и есть ее надо на месте, селёдки с таким нежным вкусом мы не пробовали никогда и нигде.


Сыр

Этот продукт достоин отдельного упоминания. Лучше его покупать в "сырных" городах Эдам, Гауда, Алкмаар, но сырные магазины есть в любом городе Нидерландов. Как большой любитель сыра замечу, что настоящие голландские сыры имеют мало общего с тем, что можно купить в наших магазинах - у нас продается лишь бледное подобие настоящего сыра!

Сыр может стать и прекрасным сувениром - все родственники и друзья, кого мы угощали сырами после поездки, были в полном восторге.


Путеводители

Из-за малого времени на подготовку к путешествию мы ограничились только двумя основными источниками информации: путеводителями "Дорлинг Киндерсли" "Голландия" и "Вокруг света" "Нидерланды".

В первый раз я остался недоволен путеводителем "Дорлинг Киндерсли". Удивительно, но в этом уважаемом издании было обнаружено множество опечаток (в том числе в названиях и адресах), отсутствовали расшифровки к некоторым картам, а информация была дана столь отрывочно, что некоторые моменты были просто непонятны.

"Вокруг света", несмотря на значительно меньший объем, порой помогал нам значительно больше. Единственный замеченный серьезный прокол - ошибка в адресе нашего Консульства, что могло бы стать серьезной проблемой…


1 день. 24.04.2009 (пятница). Санкт-Петербург - Хельсинки. 381 км.

11:45. Старт из Санкт-Петербурга.

13:50. Российская граница. Обе границы прошли за 40 минут.

(перевели часы на час назад)

15:55 Итакескус (Хельсинки) погуляли по магазинам и плотно поели.

19:00. Терминал Finnlines в Хельсинки.

19:30. Погрузились на паром.

Оплывали из нового порта на окраине Хельсинки.


Порт Finnlines в Хельсинки


На ужин не пошли - улеглись спать.


2 день. 25.04.2009 (суббота). Паром

Несколько слов о пароме.

Паром грузопассажирский, т.е. половину корабля занимает грузовая палуба, на которой стоят фуры и другие автомобили. Вторая половина - пассажирская: каюты, ресторан (работает по расписанию, только шведский стол), бар, игровые автоматы, сауна с джакузи, детская комната, кают-компания, солнечная палуба. Маленький магазинчик (ДьютиФри) на пароме работает всего три часа за все время плавания. У нас было две трехместные каюты с туалетом, душем и телевизором с DVD, но без окна. Телевизор исправно показывал многочисленные финские, шведские и немецкие каналы, но сидеть в каюте было очень скучно.

Проснувшись рано утром, я сделал несколько фотографий восходящего над морем солнца.


Балтийское море



Балтийское море


Почти весь маршрут вокруг одно только море…

Было довольно много семей с детьми из разных стран. Для пассажиров с собаками была выделена специальная палуба. На отдельной палубе селили и водителей фур - интересно, что у них даже в ресторане были отдельные столики и были специальные лифты - "Для обслуживающего персонала и водителей грузовиков". Не совсем понятно, чем вызвана подобная дискриминация. Основное время пассажиры проводили сидя на одной из верхних палуб за столиками с ноутбуками или книжками.

Плавание очень спокойное, но, пожалуй, скучноватое.


3 день. 26.04.2009 (воскресенье). Travemunde - Zandvoort. 605 км.

Позавтракали на пароме.

(перевели часы на час назад)

7:15. Выехали с парома.

Маршрут на этот день также был довольно прост. Основная задача - до 17:00 добраться до апартаментов в Зандворте. По дороге было запланировано посещение музея Кроллер-Мюллер в Офтерло и замка Muiderslot.



Обозначения:


К сожалению, немецкий автобан А1 был полностью перекрыт на ремонт в районе городка Osnabruck - мы потеряли не меньше часа на объезд.

В результате к музею Кроллер-Мюллер мы приехали только в 12:35. Мы собирались посмотреть только сам музей, но нам продали комплексные билеты, включающие также посещение парка (14 евро на взрослого и 7 евро на ребенка).

Одна из скульптур перед входом в музей


В парке около музея Кроллер-Мюллер


Музей производит очень приятное впечатление - он небольшой, но коллекция подобрана с большой любовью и включает несколько настоящих шедевров. В первую очередь интересны работы Ван Гога, но экспозиция в целом дает очень хорошее представление об импрессионизме и различных направлениях постимпрессионизма - Мане, Моне, Ренуар, Сёра, Сислей, Писарро, Пикассо и многие другие. Имеются и работы старых мастеров: Филиппо Липпи, Кранах и др.

В музее можно фотографировать:


Ван Гог в музее Кроллер-Мюллер



Ван Гог в музее Кроллер-Мюллер



Ван Гог в музее Кроллер-Мюллер


Есть в музее место и для временных выставок современных художников.

Например, эта инсталляция из луковиц тюльпанов.


Музей Кроллер-Мюллер


А вот парк с многочисленными скульптурами оставил нас равнодушными. Скульптур было много на любой вкус, но настоящих произведений искусства я там не обнаружил. Парк, как мы и предполагали, можно было бы и пропустить.

Женщины разной степени упитанности


Парк музея Кроллер-Мюллер



Парк музея Кроллер-Мюллер


Попадались и групповые композиции


Парк музея Кроллер-Мюллер


В музее оказался очень неплохой сувенирный магазин - обилие книг по искусству, репродукций, календарей и всяких сувениров.

На посещение музея и парка у нас ушло чуть больше двух часов.

Если вы поклонник живописи, то посещение этого музея можно рекомендовать однозначно.

Замок Muiderslot решили не посещать, т.к. нужно было успеть вовремя поселиться, и сразу направились в Зандворт.

16:10 Зандворт.

Разместились в апартаментах приблизительно в километре от моря с отдельным входом и маленьким двориком.


Зандворт


Прогулялись по городу - обычный курортный городок.

Центральная площадь


Зандворт


Пляж у Северного моря


Зандворт. Северное море


В этот день все очень устали. Лично меня, как водителя, более всего утомила езда по Голландии с ее непривычным движением.


4 день. 27.04.2009 (понедельник). Zandvoort - Keukenhof - The Hague - Zandvort. 100 км.

В этот день у нас было запланировано посещение тюльпанных полей, парка Keukenhof и Гааги.



Обозначения:


9:00. Старт из Зандворта.

Почти сразу после выезда из города по сторонам дороги стали попадаться плантации цветущих тюльпанов. Нереально яркие цветные поля даже под хмурым небом смотрелись просто сказочно.


Поля тюльпанов



Поля тюльпанов



Поля тюльпанов



Поля тюльпанов



Поля тюльпанов


Все время хотелось остановиться и фотографировать все это великолепие…

9:50. Keukenhof.

Это один из крупнейших в мире парков цветов - его площадь составляет 32 гектара.

Под парковку перед входом в парк выделено огромное поле - бодрые мальчики, умело размахивая руками, расставляют машины прямо на траве. Когда мы подъехали, несмотря на относительно ранний час понедельника и хмурую погоду, поле было уже заставлено машинами на две трети. Парковка стоит 6 евро без ограничения времени.

Очереди в кассу почти не было, а когда мы почти через три часа уезжали, то у касс было настоящее столпотворение.

Сразу за воротами нас ждало настоящее буйство цветов и красок. Наверное, нет смысла описывать словами всё это великолепие - вот только несколько фотографий.


парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof



Даша среди тюльпанов



парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof



парк тюльпанов Keukenhof


Тюльпаны самых разнообразных форм и расцветок. Названия сортов указаны на специальных табличках, но их такое количество, что запомнить невозможно. Впечатления сродни тем, что испытывал в детстве, впервые вращая калейдоскоп (в моём советском детстве были очень хорошие калейдоскопы - сейчас таких нет!).


Тюльпаны



Тюльпаны



Тюльпаны



Тюльпаны



Тюльпаны



Тюльпаны



Тюльпаны



Тюльпаны


Еще в парке есть большой павильон с орхидеями.


Павильон орхидей


За два с половиной часа мы вусмерть находились по этому цветочному царству… В 12:20 двинулись в Гаагу.

13:00. Гаага. Мадюродам.

Парк Мадюродам представляет собой небезызвестную "Голландию в миниатюре". Конечно, в первую очередь он интересен детям, но и взрослые найдут для себя много интересного. Вот только не знаю, что лучше - смотреть его в начале путешествия или в конце, когда уже узнаешь большинство зданий и городов.

Вызывает умиление огромное количество движущихся мини-механизмов: ездят разнообразные поезда, плывут паромы и корабли, собираются взлететь самолеты, бежит по городским улицам трамвай и т.п.

Прямо перед входом в парк пожарный катер тушил пожар на каком-то корабле - огонь периодически вспыхивал с новой силой, и его снова приходилось заливать.


Мадюродам


На небольшой площади проходил торжественный смотр войск.


Мадюродам


Из церкви выходила нескончаемая процессия священнослужителей.


Мадюродам


Вокруг ратуши в Гауде бойко торговали сырами и всякой-всячиной.


Мадюродам


В Алкмааре на площади проходил сырный рынок - носильщики в белых одеждах носили сыры на специальных носилках.


Мадюродам


Люди спокойно отдыхали в кафешках.


Мадюродам


В Гааге во дворе Банненхофа проходила какая-то пышная церемония.


Мадюродам


В Амстердаме на площади Дам перед Королевским дворцом - забегая вперед скажу, что мы увидели эту площадь совсем в другом виде.


Мадюродам


Работающие мельницы.


Мадюродам


Страшный сон Хичкока


Мадюродам


Начался дождь, и большинство посетителей попрятались в кафе. И только мужественный голландский водный лыжник продолжал рассекать гладь под непрекращающимся дождем.


Мадюродам


Огромные карпы печально наблюдали за лыжником и посетителями


Мадюродам


На стадионе шел футбольный матч между сборными России и Нидерландов. Мы немного поболели за наших, покричали "Россия, вперед!", вспомнили как почти год назад, путешествуя по Норвегии, радовались победе нашей сборной над голландцами со счетом 3:1.


Мадюродам


На этой положительной ноте мы покинули Мадюродам. Несмотря на относительно скромные размеры, на осмотр парка, включая обед в кафе, мы потратили 2 часа 20 минут.

15:40. Припарковались на подземной стоянке на площади Маурицдам в центре Гааги.

Первым делом мы оправились в музей Маурицхёйс.

Музей небольшой, но в нем собраны лучшие работы голландских живописцев Золотого века (Рубенса, Рембрандта, Вермеера, Франса Халса, Ван Дейка и пр.). Визитной карточкой музея является "Девушка с жемчужной сережкой" Вермеера.


Маурицхёйс


На осмотр музея мы потратили почти час, а потом пошли гулять по центру Гааги.

Банненхоф - здесь располагаются Правительство и Парламент Нидерландов.


Банненхоф


Рыцарский зал


Рыцарский зал


Во дворе Банненхофа


Банненхоф


Памятник Вильгельму I Оранскому на фоне современных небоскребов


Гаага


Из "ключевых мест" Гааги мы хотели еще посмотреть на Дворец мира, в котором заседает Международный суд ООН, международный трибунал и др. международные организации, но он находился довольно далеко от центра. Решили, что мы переживем, если не увидим его…

18:05. Распрощались с Гаагой и отправились "домой" в Зандворт. Мы были уверены, что в эту поездку в Гаагу уже не вернемся, но судьба распорядилась иначе… (читайте ниже).

19:07. Приехали в Зандворт и сразу отправились в продовольственный магазин. Накупили всяких продуктов, ведь завтракали и ужинали мы все вместе в апартаментах.

5 день. 28.04.2009 (вторник). Zandvoort - Utrecht - Gouda - Rotterdam - Delft - Zandvort. 229 км.

Планы на этот день были наполеоновские - четыре города.



Обозначения:


Постарались выехать пораньше, но смогли только в 8:40.

9:40. Утрехт.

Четвертый по величине город Нидерландов, который считается религиозной столицей страны. Мы почти полтора часа гуляли по историческим кварталам Утрехта - могли бы и больше, если бы не непрекращающийся дождь.

Дворик Консерватории


Утрехт


Кафедральная башня (XIV век), которую часто называют колокольней несуществующего собора.


Кафедральная башня Утрехта


Арка Кафедральной башни


Кафедральная башня Утрехта


Кафедральный собор - найти лучшую точку для фотографирования не удалось.


Кафедральный собор Утрехта


Каналы Утрехта


Утрехт



Утрехт



Утрехт



Утрехт


Как попасть в этот магазин, мы так и не выяснили.


Утрехт


Опять современная скульптура - видимо, это похищение Европы по-голландски.


Утрехт


По дороге в Гауду мы первый раз попали в огромную пробку. Видя, что автострада стоит до самого горизонта, я свернул на какую-то второстепенную дорогу и какое-то время ехал, ориентируясь по внутренним ощущениям. В общем, чувство направления меня не подвело - вскоре мы подъехали к Гауде, объехав пробку.


11:50. Гауда.

Известный "сырный" городок, давший своё имя не менее известному сыру местного производства.

Сырный рынок на площади Markt в Гауде работает по четвергам с утра. В наше посещение на площади почти никого не было.

Ратуша


Гауда


В музее "Сырная палата мер и весов"


Гауда


Гауда готовится к празднованию Дня Королевы


Гауда


На одной из улочек мы обнаружили замечательный сырный магазин. Сортов сыра было не меньше тридцати, около каждого стояла мисочка с кусочками сыра на пробу. Мы перепробовали все! В результате купили 4 разных сорта по килограмму - это стало одним из лучших сувениров, привезенных из Голландии.


Гауда


Узкие домишки…


Гауда


Чья-то голова на стене…


Гауда


Мы зашли в Церковь Св. Иоанна (1485 год, в другом путеводителе она названа Церковь Синт-Янскерк), которая славится своими готическими витражами. Витражей 70 штук! Меня несколько удивили сюжеты некоторых из них - религиозных сюжетов было почти не видно. Вот этот я про себя назвал "Демонстрация зомби". Лица центральных "демонстрантов" почему-то мертвенного белого или зеленого цветов.


Гауда


Прогулка на Гауде заняла полтора часа - мы выбивались из графика, ведь впереди было еще два города.


14:00. Роттердам.

Роттердам - крупнейший город Нидерландов, крупнейший порт Европы и т.п. В основном, Роттердам - крупный промышленный город. Он был буквально стёрт с лица Земли немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны.

Нашей основной целью в Роттердаме был музей Бойманса-Ван Бёйнинга.

Мы подъехали довольно близко к музею, нашли свободное место на стоянке (что было очень непросто!) и… не смогли оплатить парковку! Паркомат не принимал деньги вообще - только местные специальные чипованные карты для оплаты стоянки! Рисковать не оплачивая стоянку не хотелось, искать улицу с другими паркоматами представлялось слишком сложным - решили плюнуть на музей и поехать дальше… :(

Недалеко от машины по газону ходил какой-то здоровенный гусь - ограничились его фотографией.


Роттердам


Еще в Роттердаме у нас были отмечены для посещения какие-то мельницы (Molen de Walvisch). Самое смешное, что я так и не смог вспомнить, где я про них прочитал и чем таким уж особенным они славятся. Ветряных мельниц в Нидерландах огромное количество…


Роттердам


В общем, Роттердам посмотрели только проездом и полного впечатления от города не получили - что ж, будет повод приехать в него еще раз.


15:50. Делфт.

Делфт встретил нас дождем…


Делфт


Обратите внимание, как паркуются голландцы на берегах каналов. Такую картину можно увидеть во многих местах. Мне и самому пришлось пару раз ставить машину таким образом, что выйти из нее водитель может, только держась за ручку двери, чтобы не упасть в канал. Следует учесть еще тот факт, что площадки под стоянку на берегах каналов столь короткие, что припарковаться можно только задним ходом, рискуя съехать в канал.


Делфт


Колокольня Новой церкви (Nieuwekerk, XIV-XV век)


Делфт. Колокольня Новой церкви


Городские ворота


Делфт. Городские ворота


Каналы Делфта


Каналы Делфта



Каналы Делфта


В каналах полно всяких водоплавающих птиц


Каналы Делфта



Каналы Делфта


На площади Маркт


Делфт. Площадь Маркт


Наклонившаяся колокольня Старой церкви (Oudekerk).


Делфт


В этой церкви похоронен Ян Вермеер, а ее витражи воспроизводят события, связанные с освобождением Нидерландов от фашистов в 1945 году! К сожалению, внутрь церкви мы не попали.

Делфт произвел очень приятное впечатление, а обилием сувениров он, похоже, превосходит все голландские города. Кстати, цены на изделия из делфтского фарфора здесь были никак не выше, чем в других городах.

На пути домой мы снова проезжали мимо полей тюльпанов и решили остановиться, чтобы сфотографировать нашу машину среди этой красоты - она это вполне заслужила.


Тюльпанные поля


19:30. Зандворт - ужин - сон…


6 день. 29.04.2009 (среда). Zandvoort - Edam - Volendam - Marken - Amsterdam - Zandvort. 128 км.

В этот день мы планировали посетить несколько городков к северу от Амстердама и посетить два музея в самом Амстердаме.



Обозначения:


9:15. Старт из Зандворта.

10:15. Эдам.

Еще один знаменитый городок сыроделов.

Думаю, что большинство видело одноименный сыр в магазинах - круглые головки красного цвета.

А теперь два интересных факта:

1. Внутри Нидерландов сыр Эдам продается жёлтого цвета - красный идёт только на экспорт.

2. Сыр Эдам - рекордсмен по сроку хранения. Он был изобретен специально для голландских мореплавателей и мог не портиться целый год. Способ "консервации" оригинален: головки сыра заворачивали в промасленную бумагу и подвешивали над свежим конским навозом, после чего оболочка сыра под воздействием едких испарений приобретала красный цвет.

Расхотелось покупать сыр Эдам? :) Успокойтесь - сейчас этот метод уже не применяется…

Когда-то, в XIV веке, Эдам был одним из самых больших портов Голландии, но потом залив осушили - вместе с морем ушли и моряки…

Остались только каналы и следы былого богатства.


Эдам



Эдам



Эдам


Старый шлюз на канале


Эдам


Узкая, будто обрубленная, церковь Grote Kerk с красивейшими витражами, изображающими исторические события Голландии.


Эдам



Эдам


Сырная палата мер и весов


Сырная палата мер и весов


Сырный рынок на площади Kaasmarkt. Кстати, в одном путеводителе было указано, что Сырный рынок проходит по утрам в среду, а в другом, что в субботу.


Сырный рынок


Мы не смогли удержаться, чтобы не приобрести немного молочных продуктов и сыра :)


Сырный рынок



Сырный рынок


Голландцы любят украшать свои дома…


Эдам


…и не любят вешать шторы.


Эдам


Прогулка по Эдаму у нас заняла всего лишь один час - городок маленький, но очень симпатичный.


11:30. Волендам.

Судя по путеводителю, Волендам - это аутентичный рыбацкий голландский поселок, которые в реальности оказался более похож на курортный поселок с толпами туристов.

Собственно говоря, смотреть в нем кроме набережной, застроенной магазинчиками и кафешками, практически нечего.


Волендам



Волендам


Волендам разочаровал - тот же Зандворт, только без пляжа.


12:25. Монникендам (Monnickendam).

Этот городок, основанный монахами-бенедиктинцами в XIII веке, мы посетили проездом - нам хотелось лишь посмотреть на городскую башню, в которой расположен музей и замечательный карильон. Мы планировали послушать карильон, который играет по версии одного путеводителя каждый час, а другого - только по субботам в 11 и 12 часов.


Монникендам


В 12:30 карильон сыграл какую-то простенькую мелодию, но кавалькада всадников под ангелом двигаться не стала…


Монникендам


При въезде в город мы попали на канал, обсаженный безжалостно обрезанными деревьями - подобную картину можно наблюдать в Голландии во многих городах. Бедные деревья!


Monnickendam


Кстати, лучше бы мы потратили час на прогулку по Монникендаму, чем на Волендам.


Теперь наш путь лежал на остров Маркен с одноимённым рыбацким поселком. В настоящее время Маркен перестал быть островом, т.к. соединен с материком узкой дамбой, по которой и идет дорога.


Дамба на остров Маркен


Все дома в Маркене выкрашены в одинаковый зеленый цвет с белыми наличниками.


остров Маркен


Около домиков цвела сирень удивительно насыщенного цвета.


остров Маркен


В гавани поселка сновали рыбацкие шхуны.


остров Маркен



остров Маркен


Во всех путеводителях указано, что жители Волендама и Маркена ходят одетыми в национальную одежду и местную деревянную обувь - кломпы. Ни одного человека в национальной одежде мы в этих поселках не встретили! Возможно, в среду у них просто день большой стирки, и местные жители сидят дома и ждут, когда высохнет одежда :)


остров Маркен


Правда, желающие могут сами примерить на себя их костюмы…


Даша


В любом случае, Маркен оставил приятное впечатление.


остров Маркен


Далее нас ждал Амстердам. Мы решили проехать в Амстердам по одной из дамб, разделяющих море и "низменные земли" (именно так переводится на русский язык слово "Нидерланды").

Если подняться на тропинку, которая идет по гребню дамбы, то видна разница уровня моря (справа) и земли (слева).


Дамба в Голландии



15:10. Амстердам. Площадь музеев.

Первый день знакомства с Амстердамом был полностью посвящен двум музеям - Музею Ван Гога и Риксмузеум.

Музей Ван Гога занимает специально построенное огромное современное здание оригинальной конструкции. Экспозиция расположена в двух крыльях здания, которые соединяются между собой только через полуподвальный этаж.

Основу экспозиции занимают картины самого Ван Гога, но есть картины и других художников, показывающие направления развития живописи во время его жизни.

В музее запрещено фотографировать и за этим следят, хотя служители не бросаются в глаза.

Имеется хороший художественный магазин, но каталога музейных работ мы в нем не нашли.

На посещение Риксмузеум у нас оставалось совсем мало времени, но мы решили обязательно посетить его. Музей оказался небольшим (это вам не Эрмитаж, Лувр или Ватиканские музеи), причем основные работы выставлены на втором этаже.


Риксмузеум


В музее размещена наиболее полная коллекция картин фламандских художников XV-XVIII веков. Жемчужина коллекции - "Ночной дозор" Рембрандта, у которого всё время толпятся посетители. Оказалось, что картина не помещалась в здании и ее безжалостно обрезали со всех сторон - в экспозиции имеется маленькая копия "Ночного дозора", сделанная до того как картину обкорнали.

В магазине Риксмузеума нам удалось приобрести прекрасный каталог на русском языке.

Из музея мы выходили одними из последних, провожаемые неодобрительными взглядами охранников. Кстати, все охранники в музеях - негры (афроголландцы) как будто сошедшие с экрана голливудского фильма про спецслужбы - очень колоритно смотрятся.

На посещение двух музеев у нас ушло ровно 3 часа.

19:20. Зандворт. Ужин. Сон.


7 день. 30.04.2009 (четверг). Zandvoort - Amsterdam - Zaanse Schans - Zandvort. 89 км.

И вот наступил День рождения Королевы Беатрикс! Этот день планировали полностью посвятить Амстердаму, но успели еще съездить в музей в Zaanse Schans.



Обозначения:


8:50. Старт.

10:00. Амстердам.

Мы довольно долго колесили по городу в поисках парковки - центр был весь перекрыт в связи с праздником и запланированная нами парковка около вокзала была закрыта. В конце-концов поставили машину на платной подземной парковке около площади Ватерлоо (за 5 часов пришлось заплатить 20 евро) и оправились гулять.

На улицах заканчивались последние приготовления к активному празднованию.

Украшенные лодки заправлялись пивом и закуской.


Амстердам



Амстердам


На берегу готовились принимать тех, кто выпьет пиво…


Амстердам


Сразу чувствовалось, что Амстердам - не Москва, в нем гей-парад запрещать не будут.


Амстердам



Амстердам


На Амстеле стали появляться первые праздничные лодки и катера.


Амстердам


Мюнтторен "Монетная башня" (Munttoren)


Мюнтторен



Мюнтторен


А потом, совершенно неожиданно, мы оказались в праздничной толпе. Точнее это был человеческий поток, который со свистом, криками и песнями двигался к кварталу музеев, где на площади должен был пройти праздничный концерт.


День Королевы


В День Королевы все Нидерланды окрашиваются в оранжевый цвет (это цвет дома Оранских). В Амстердаме вообще было трудно найти человека без чего-либо оранжевого, причем фантазии многих можно только позавидовать.


День Королевы



День Королевы



День Королевы



День Королевы



День Королевы



День Королевы



День Королевы



День Королевы



День Королевы



День Королевы



День Королевы


Мы тоже постарались не выделяться из толпы.


Даша


Какое-то время мы двигались вместе с толпой, но потом решили, что место, куда все идут, явно не для детей, т.к. с детской коляской мы были единственными. Отправились гулять вдоль каналов, которые к тому времени уже наполнились праздничными плав.средствами.


Каналы Амстердама


На заднем плане - Западная церковь (Westerkerk), в которой похоронен Рембрандт и венчалась королева Беатрикс.


Каналы Амстердама


На многих "баркасах" были организованы настоящие дискотеки.


Каналы Амстердама


Мы стали свидетелями и небольшого ВДТ (водно-транспортного происшествия) - к счастью, обошлось без жертв и сильных повреждений.


Каналы Амстердама


Народ на "водных" дискотеках отрывался по полной программе:


Каналы Амстердама



Праздник-праздник


Цветочный рынок - популярное место для покупки сувениров.


Цветочный рынок


На Цветочном рынке можно прикупить и подобные "наркоманские консервы"


Цветочный рынок


Продавец "консервов"


Продавец на Цветочном рынке


Праздник не ограничивал нас в возможности любоваться красотами Амстердама.


Каналы Амстердама



Каналы Амстердама


Помните, я уже писал про особенности парковок на берегах каналов - вот еще один яркий пример.


Каналы Амстердама


Многие жители города воспринимают День рождения королевы как возможность избавиться от старых вещей. Многие выносят из дома столы или просто скатерти и раскладывают на них ненужные вещи с целью продажи.


День рождения королевы


Некоторые умудряются при этом еще и отдыхать.


День рождения королевы


Наиболее подготовленные просто отдыхают прямо на улице в гуще праздника (я только не понял, к чему они телевизор подключили).


День рождения королевы


А вот так выглядела площадь Дам и Королевский дворец.


площадь Дам


Дом-музей Рембрандта среди многочисленных "продавцов".


Дом-музей Рембрандта


Башня Монтелбансторен (Montelbaanstoren), 1512


Башня Монтелбансторен


Конечно, мы заглянули и в Квартал красных фонарей (rose buurt), хотя с детской коляской мы были там единственными. Мне думается, что с целью "просто посмотреть" можно с таким же успехом сходить и на обыкновенный пляж.

За пять часов мы обошли большую часть Амстердама, поели в ресторане пинкейков, накупили кучу сувениров и решили, что Амстердама с нас хватит. Но т.к. время еще было только 3 часа дня, то решили съездить в Зансе-Сханс.


15:20. Зансе-Сханс.

Почему-то "Гармин" повел нас какой-то "неправильной" дорогой и привел нас к разобранному мосту через реку Зан. Пришлось оставить машину на берегу и перебираться через реку на маленьком паромчике, который перевозил только пешеходов и велосипедистов. В результате мы зашли с Зансе-Сханс "с тылу" - билетную кассу мы обнаружили только когда осмотрели весь музей.

Зансе-Сханс - это музей под открытым небом, в котором собраны старые деревянные голландские дома и мельницы.


Зансе-Сханс


Очень приятное место…


Зансе-Сханс


Мельницы все работают, каждая со своей специализацией (мукомольная, маслобойная, для смешивания красок и т.п.), в каждой небольшой музей.


Зансе-Сханс


Вообще в Нидерландах огромное количество мельниц, но здесь они расположены довольно живописно…


Зансе-Сханс



Зансе-Сханс


Кстати, знаете для чего ранее использовалось большинство мельниц в Голландии? Наверное русское слово "мельница" здесь не совсем подходит - ведь эти мельницы ничего не мололи (не пилили и не смешивали). Они качали воду! Именно с помощью мельниц голландцы осушали территорию своей страны отвоёвывая всё новые земли у моря. Потом на смену мельницам пришли паровые насосные станции, а сейчас современные электрические двигатели.

С учетом времени на паром мы погуляли по Зансе-Сханс два часа.

18:47. Зандворт. Ужин. Сбор вещей и упаковка сумок. Сон.


8 день. 01.05.2009 (пятница). Zandvoort - Travemunde. 674 км.

Итак, поздно вечером нас ждал паром из Травемюнде в Хельсинки, а план на день был таким: сперва на сырный рынок в Алкмаар (это там, где сыр носят на таких салазках), далее на север по дамбе в Фрисландию, через Гронинген в Германию, посмотреть Бремен, вечером погулять по Любеку и спокойно сесть на паром.



Обозначения:


Маршрут составлял 584 км., и у меня нет никаких сомнений, что мы бы его выполнили, если бы не… Ох, уж эти "НЕ"!

Я специально не привожу наш реальный маршрут в тот день - надеюсь, что у читателя подобных "НЕ" не возникнет. Если кого-то из читателей интересует только путешествие, то он может закончить читать тут, т.к. дальше в основном речь пойдет о приключениях!


Как вернуться в Россию без документов

Итак, утром проводя последнюю проверку перед отъездом из апартаментов в Зандворте, мы обнаружили пропажу документов.

Пропало портмоне, в котором были все документы на машину (свидетельство о регистрации, талон техосмотра, полис ОСАГО), мои водительские права и несколько скидочных карточек. А также пропал паспорт Ольги. Документы лежали вместе в сумке, которую всегда носили с собой (мой паспорт лежал отдельно, т.к. его использовали при оформлении TaxFree).

Полтора часа ушло на то, что перетряхнуть все вещи, всю квартиру и машину - документов нигде не было.

Вспоминаем, что последний раз документы мы видели в Делфте, когда расплачивались в магазине за сувениры. Понимаем, что или мы их забыли в магазине, или они пропали совсем (их могли вытащить, например, в Амстердаме, где народу было очень много и реально за сумкой мы постоянно пристально не следили).

Решаем ухватиться за последнюю, хоть и призрачную, надежду и ехать в Делфт. Выехать смогли только в 10 утра. В Делфте мы без труда разыскали тот магазинчик и даже нашли продавщицу, которая обслуживала нас в тот день. На наши объяснения ситуации она заявила, что хорошо нас помнит, документы тоже помнит и что мы их точно забрали с собой. Надежда не оправдалась…

Далее последовали долгие телефонные переговоры с полицией, которая послала нас в российское посольство. В посольстве нас послали в полицию за справкой. Спасибо девушке из магазина - разговоры велись с её мобильного телефона, иначе мы бы сразу остались без связи. Я сразу отправил SMS домой, чтобы мне положили на телефон побольше денег, что помогло нам завершить переговоры с посольством.

Полиция в Делфте. Женщина-полицейский вроде бы говорила по-английски, но наше объяснение понимала с большим трудом. Вообще это, наверное, выглядело довольно комично:

Причем мы предлагали ей дать нам бумагу, чтобы мы написали, что у нас пропало, но полицейский настаивала на устном общении. Когда я сообщил номер своей машины, она долго не могла поверить, что бывают такие длинные номера.

В конце-концов, нам велели ждать и через некоторое время вручили справку об утере документов - справка была на голландском языке и ничего кроме наших фамилий нам в ней было непонятно.

Из телефонного разговора с нашим Посольством мы выяснили следующее:

Как мы поняли, в Посольстве остался только один дежурный - молодой парнишка.

Мы поехали в Посольство, т.к. больше нам ничего не оставалось.

Однако, всё оказалось совсем не так уж плохо. Молодой дежурный встретил нас у ворот Посольства, несмотря на явно небольшой опыт работы, быстро и толково разобрался в нашей ситуации. Оказалось, что в экстренных случаях (нам ведь надо было срочно спешить на паром!) в Консульство можно вызвать из дома другого дежурного, который оформит Разрешение на возвращение.

Нам тут же выдали план с указанием места расположения Консульства (оно недавно переехало в другое здание) и ближайшего фотоателье (на Разрешение нужна было фотография).

Время, которое потребовалось дежурному из Консульства, чтобы добраться до работы, мы потратили на фотографирование, лёгкий обед в ближайшем ресторанчике и прогулку за угол Консульства, где обнаружился Дворец мира, который мы не видели в своё первое посещение Гааги.


Дворец мира - Гаагский трубунал


Когда мы получили все необходимые документы, времени, чтобы вовремя добраться до парома, у нас оставалось впритык, а впереди было еще около 600 километров пути.

В любом случае хочется сказать спасибо сотрудникам Посольства и Консульства России в Нидерландах, которые нам помогли. Приятно видеть, что работа организована таким образом, что соотечественникам могут помочь даже по праздникам при отсутствии руководства (полагаю, что в этом есть заслуга Посла и Консула). Даже начинаешь ощущать гордость за свою страну!

Около 15 часов мы выехали из Гааги…


Гаага


У нас оставался нерешенным вопрос с возвращением на Родину машины. К тому же предстояло проехать три страны без прав и документов на машину (сажать за руль Ольгу я не рискнул), погрузить машину на паром, пройти две таможни и три государственных границы! И всё же мы решили рискнуть - все остальные варианты были ещё хуже.

Дальше был длинный перегон с небольшими техническими остановками. Т.к. мы снова попадали на ремонтируемый автобан А1, то я решил свернуть заранее и объехать ремонтируемый участок по второстепенным дорогам. Эти дороги проходили через ряд небольших населенных пунктов, и сразу бросилось в глаза различие в организации движения в Нидерландах и Германии. Отличие однозначно в пользу Германии. Если в Нидерландах мне было порой просто страшно ехать из-за того, что я не выполню требования какого-нибудь из многочисленных знаков, что откуда-нибудь сбоку мне под колеса выедет велосипедист или еще чего, то в Германии все было чётко и понятно. Я уверен, что при движении в Германии я не создал ни одной опасной ситуации и не нарушил ни одного требования ПДД и при этом смог расслабиться и даже получить удовольствие от езды. Езда в городках Нидерландов выматывала меня очень сильно.

Конечно, на осмотр достопримечательностей по пути времени не было абсолютно, но я уверен, что это наше не последнее путешествие - мы еще полюбуемся старинными немецкими городами.

Заплутали мы только в самом Травемюнде в поисках нашего парома, когда уже стемнело. Дело в том, что выгрузка и погрузка на паром происходит в разных местах, а мы приехали на пустынную пристань, где нас выгрузили - сам виноват, т.к. не обратил внимание на описание места отправления. На машине от места выгрузки до места погрузки оказалось более 12 километров.

21:25. Регистрация уже давно шла и обнаружив километровую очередь из грузовиков на погрузку на наш паром мы совсем уж было приуныли. Но разведка в лице Ольги доложила, что несмотря на отсутствие указателей, грузовики можно объехать и пройти регистрацию перед ними - что мы и сделали. Сперва регистрировали легковой транспорт, а грузовики ждали своей очереди.

Девушка на регистрации говорила только по-немецки - я смог ей объяснить, что "nein ausweis" и она, немного подумав, удовлетворилась Разрешением на возвращение. Что касается машины, то ей вообще было всё равно, есть у нас на нее документы или нет.

Интересно, что после регистрации, машины с немецкой пунктуальностью сортировали на пристани сразу по нескольким признакам: машины с детьми, машины с собаками, мотоциклы, автодома и т.п.

23:00. Погрузка на паром.

(перевели часы на час вперёд)

"Приятного морского сна" (с) Из программы плавания.


9 день. 02.05.2009 (суббота). Паром

Этот день на пароме практически ничем не отличался от дня, когда мы плыли в Германию. Паром однотипный - отличия между ними были минимальными. Ели, спали, отдыхали, морально готовились к встрече с таможенниками.

Обеспокоенные возможными проблемами мы созвонились с нашими друзьями и договорились, что они привезут на границу из нашего дома ПТС на машину (у них была открытая Шенгенская виза). Договорились встретиться на Торфяновке у "Шайбы". Как здорово, что есть такие ДРУЗЬЯ!


10 день. 03.05.2009 (воскресенье). Хельсинки - Санкт-Петербург. 372 км.

По расписанию выгрузка с парома была назначена на 7:30, но фактически нас выпустили на сушу только в 8:15. Новый порт довольно большой, но как с него выехать, никто не знал, табличек не было, а утром в воскресенье в порту не видно было ни одной живой души. Наверное, со стороны было очень забавно наблюдать, как более тридцати машин ездят замысловатыми зигзагами по территории порта, пытаясь найти выезд.

В конечном итоге откуда-то приехала машина с мигалками, собрала нас всех и вывела по малоприметной дорожке к выезду из порта. На выезде нас ждали засада из суровых финских пограничников (таможенников).

Откровенно говоря, я не знаю, что они проверяли внутри шенгенской зоны, но вид у них был решительным. Увидев нашу машину с российскими номерами, один из них жестом велел мне остановиться. "Вот и приехали!" подумал я… ни водительских прав, ни документов на машину… "Твой дом - тюрьма!" (с)

Пограничник, подойдя к открытому окну, сказал одно лишь слово:

Уф!!! Пронесло!


11:25. Встретились с друзьями около "Шайбы" и взяли у них ПТС.

Для чистоты эксперимента я решил его показывать только в крайнем случае - ведь не каждый имеет таких друзей, что привезут ему документы за границу.


Финскому пограничнику я сразу сказал, что документов на машину нет.


Российской девушке-пограничнице я объяснил про пропажу документов, но справка голландкой полиции ее не заинтересовала:


Иду к таможеннику, который проверяет таможенные декларации, документы, полисы ОСАГО и т.п. У водителя в очереди передо мною он внимательно просмотрел все указанные документы, потребовал внести какие-то изменения в декларацию, промучив несколько минут. Я приготовился к самому худшему.

Протягиваю декларации с самым независимым видом. Мне, не говоря ни слова, ставят на них печати и подписи.

Последний таможенник осматривает только саму машину, багажник и забирает один экземпляр декларации.

Последний пограничный пост проверяет паспорт и Разрешение на въезд. Интересуется судьбой утраченного паспорта и поднимает шлагбаум.

ВСЁ! Мы на Родине вместе с машиной!

(перевели часы на час вперёд)

Оставалось только не попасть в гаишные засады на пути домой - 190 километров до дома тащился со скоростью потока, прячась за грузовиками и фургонами.

Пронесло и на посту ДПС в Лахте перед самым домом - нас не остановили.


16:20. Мы дома! Путешествие и приключения закончились удачно!

Можно считать, что мне крупно повезло! Но эксперимент по возвращению машины без документов в Россию нельзя считать успешно проведённым, т.к. неизвестно что было бы, если бы таможенник узнал об отсутствии документов. Не использовался и с таким трудом доставленный нам ПТС, но с ним я чувствовал себя гораздо спокойнее, а при возникновении трудностей, возможно, он бы сыграл решающую роль.


Итоги поездки

Пройдено 5084 км., из них:

- 2578 км. на машине;

- 2506 км. на пароме.


Бюджет поездки

Евро
Проживание 504
Паромы 693
Дизельное топливо 242
Еда (на паромах) 238,3
Еда (включая продукты питания) 245
Музеи 194
Сувениры 225
Покупки (одежда, продукты домой и т.п.) 172,6
Прочее (туалеты, игрушки, аттракционы и др.) 31,7
Платные парковки 67,6
ИТОГО 2 613,1


Резюме

Впечатления сугубо положительные.

Королевство Нидерланды стоит того, чтобы его посетили. Особенно удачно было выбрано время посещения - цветущие тюльпанные поля, пожалуй, одна из самых ярких достопримечательностей всей Европы. И хотя мы не встретили саму Королеву Беатрикс, но на её дне рождения было здорово!


PS. И только одно мне жалко, что я так и не попал в городок Алкмаар, где намеревался купить футболку местного футбольного клуба "AZ" :)






ОСТАВИТЬ СВОЙ ОТЗЫВ НА ДАННЫЙ ОТЧЕТ или ЗАДАТЬ ВОПРОС

Пожалуйста, в тексте отзыва указывайте к какому путешествию он относится.




ОТЗЫВЫ


Людмила

21.02.2014

В апреле мы с мужем собираемся поехать на автомобиле в Голландию, где еще не были. Ваше подробное описание всего вашего путешествия будет для нас хорошим путеводителем. О-О-о--огромное спасибо! Хотя мы едем из Варшавы, но описание самого путешествия по Голландии очень ценно.



Оксана

22.02.2012

Очень интересно, дух захватило, от вашей поезки и приключений. Молодцы...



Евгения

21.07.2011

Отличная работа!!! Интересный рассказ!! И увлекательное настроение! Собираюсь с другом в Зандвоорт и Амстердам. Очень рада что посмотрела на Нидерланды Вашими глазами. Спасибо, спасибо за фотоотчет.



Пирогова Наталья

28.04.2011

Чудесный рассказ о путешествии! Радостно сознавать, что есть на свете такие не ленивые люди, готовые проехать 5 т. км с двумя маленькими детьми, получить от этого столько положительных эмоций, да еще рассказать об этом другим. Спасибо!



Сергей

27.02.2011

Спасибо за возможность вновь окунуться в эту атмосферу, а что-то и увидеть впервые. Хочу обратить ваше внимание на неточность в указании имени дня рождения королевы. Да сегодня королева - Беатрикс, но ее день рождения зимой, а у предыдущей королевы - Юлианы - 30 апреля. И день настолько восхитительный по погоде, цветам; просто весна торжествует, что нынешняя королева просто не стала переносить праздник на свое рождение.



Галина

25.02.2011

Потрясающий рассказ! Отлично описаны организационные моменты, красивые фотографии, отличные коментарии! Поздравляю с такими ДРУЗЬЯМИ, берегите их!



Александра

24.07.2010

Большое спасибо за статью "Путешествие в Голландию" Собираемся с мужем в августе отправиться из Украины в Амстердам. Ваша статья просто кладезь полезной информации.



Ольга

25.05.2010

Андрей, огромное спасибо за Ваши путевые повести! Я получила огромное удовольствие - как будто сама проехала теми же дорогами... Чудесные фотографии, захватывающий рассказ! Спасибо за полезную и интересную информацию, за то, что потратили время и дали возможность многим людям взглянуть на Мир, ведь он так прекрасен! Новых интересных путешествий и успехов во всех делах!



Марина

24.05.2010

Хотим сказать огромное спасибо от всей нашей семьи за Вашу статью "Путешествие в Голландию на машине". Мы две недели назад вернулись из поездки - ездили полюбоваться на тюльпаны, и тоже на "Вольво". Перед поездкой очень удачно натолкнулись на вашу статью. Подчерпнули очень много полезной информации, которой воспользовались в поездке. Еще раз спасибо!



Людмила и Михаил

20.03.2010

Уважаемый Андрей!! Ваш рассказ ооочень-ооочень нас с мужем впечатлил!! Вы молодец!!! Вы проделали огромную подготовительную работу по своей поездке! Вы написали такой рассказ о своем путешествии!!! Супер!! ВЫ ВСЕ БОЛЬШИЕ МОЛОДЦЫ!!! Мы тоже с мужем большие любители путешествий на авто. Подскажите,пожалуйста,где Вы бронируете билеты на паром? Мы в конце апреля тоже хотим поехать по Европе, в частности хотим на пароме поехать до Травемюнде, а дальше до Амстердама. Ваш рассказ будет для нас почти как настольная книга. С уважением к Вам.



Олег

01.12.2010

Коллеги! Ну вы даете - экстрим с документами, ужас!!! А так хотел предложить в след раз под Гамбургом ганзейский город Любек и около Арнема музей Голлания под открытым небом. Успехов и больше не терять НИЧЕГО