4-й день путешествия по Армении | 10.05.2017 | Севанаванк, Гошаванк, Агарцин, Дилижан, Матосаванк, Ахпат

Источник: Знай страхование - Znay.ru -> Автопутешествия -> Армения 2017
URL: http://www.znay.ru/hobby/armenia2017/04.shtml
Дата: 12.07.18



Маршрут на день




4-й день | 10.05.2017 | Севанаванк, Гошаванк, Агарцин, Дилижан, Матосаванк, Ахпат | 198 км.



Озеро Севан


В это утро мне опять не спалось. Встал на рассвете и пошел гулять по берегу Севана, любуясь на постепенно встающее солнце и ранних рыбаков.


Восход наз Севаном - Озеро Севан



Восход над Севаном - фото из окна отеля

Фото из окна отеля - Озеро Севан



Рыбацкая лодка - единственное, что нарушает абсолютную тишину ранним утром над Севаном.

Рыбацкая лодка - единсвенное, что слышно вполной тишине - Озеро Севан



Чайки на маленьком острове и новостройки вдали за восточном берегу Севана.

Чайки и новостройки за восточном берегу Севана - Озеро Севан



Рыбаки и чайки

Рыбаки и чайки - Озеро Севан



Озеро Севан



Ловля раков

Ловля раков - Озеро Севан



Севанаванк монастырь


Из нашего отеля на берегу Севана мы выехали весьма рано (в 7:20) и уже через 15 минут припарковались на совершенно пустой парковке рядом с монастырем Севанаванк.


СЕВАНАВАНК, 305г., 874г.

Монастырский комплекс

В монастырский комплекс входят церкви Сурб Аракелоц (или Сурб Карапет) и Сурб Аствацацин, развалины притвора, частично восстановленные монашеские кельи и основание церкви Сурб Арутюн. Все сооружения комплекса расположены на возвышенности в юго-западной части полуострова. Сохранились также основания внутренних и внешних стен комплекса, а также жилищных и хозяйственных построек. В северо-западной части комплекса находится монастырская маслобойня.


В древности монастырь Севанаванк входил в Гегаркуникский район исторической провинции Сюник Великой Армении.

Согласно историческим сведениям, в 305 году Григор Лусаворич на острове озера Севан основал на месте языческого капища скит и построил церковь Святого Воскресения (была разрушена во время землетрясения 995 года). Возрождение монастырской жизни приписывается деятельности настоятеля монастыря архимандрита Месропа Егивардеци (будущего Католикоса Всех Армян). В 874 году, под покровительством супруги Сюникского князя Васака Габура - Мариам, он построил в Севанаванке церкви Сурб Аракелоц (Св.Апостолов) и Сурб Аствацацин (Св.Богородицы), основал при церкви Сурб Аракелоц монашеское братство, открыл духовную школу и обогатил монастырскую библиотеку.

Во время монголо-татарского нашествия монастырь был разграблен и разрушен. Восстановление монастыря началось после возвращения армянского патриаршего престола в Эчмиадзин (1441г.). В 1451 году архимандрит Даниел основал здесь монастырскую семинарию, которая вслед за Татевским университетом получила широкую известность в качестве "семинарии Восточного дома".

В XVII веке, в годы всеармянского движения скитничества, Севанаванк снова начал функционировать в качестве скита. В 1661 году монастырские церкви были отремонтированы на средства "типхисских братьев Читахянов" (из Тифлиса). В XVII веке на западной стороне острова была построена базиличная церковь Сурб Мариам, которая была снесена в 1930-е годы. В 1869 году в монастыре открылась духовная семинария, которая действовала до 1880 года. В 1869 году на благотворительные пожертвования Аветиса Гукасяна было построено новое здание семинарии. Монастырь вновь начал действовать с 1990-х годов, открылась духовная семинария, которая носит имя Католикоса Всех Армян, Вазгена Первого.

Севанаванк являлся важным очагом армянского рукописного дела, где переписывалось и украшалось росписями множество манускриптов на армянском языке. Монастырский комплекс включает в себя церкви Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин, притвор и церковь Св.Воскресения (двое последних находятся в разрушенном состоянии), кельи монашеской братии, хозяйственные постройки, множества хачкаров и надгробий.

Церковь Сурб Аракелоц представляет собой небольшой купольный триконх с одной ризницей с южно-восточной стороны. Примечательна резная деревянная дверь с южной стороны церкви (1486г., Авраам, хранится в Государственном музее истории Армении). Находящаяся неподалеку, с юго-восточной стороны, большая церковь Сурб Аствацацин представляет собой в плане триконх с двумя ризницами. С запада к нему пристроен притвор, который простоял до 1930 года. Его четыре колонны были увенчаны резными деревянными капителями, которые хранятся в Ереване (в Государственном музее истории Армении) и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Монастырские строения подверглись значительной реконструкции в 1956-1957гг.


/Текст информационного стенда/


Севанаванк - Севанаванк монастырь



Севанаванк монастырь



Хачкары у стены - наверное, ждут своей реставрации и установки.

Хачкары у стены - наверное, ждут своей реставрации и установки. - Севанаванк монастырь



Севанаванк монастырь



Хачкар

Хачкар - Севанаванк монастырь




Княгиня Мариам и Севанский монастырь

До IX века монастырь состоял из возведенных Григором Лусаворичем двух церквей - Сурб Карапета и Сурб Арутюн (Св. Воскресения). Просторная трехнефная церковь Сурб Арутюн была сооружена на месте языческого храма в 305 году. В IX веке, во время правления Ашота I Багратуни, а затем и в течение 200-летнего царствования Багратидов, Армения переживает культурный и экономический расцвет. Начали строиться церкви и монастыри, строительные работы были осуществлены в том числе и в Севанаванке.

По утверждению армянских историков, княгиня Мариам - дочь Ашота I Багратуни и жена Сюникского князя Васака Габура, дала обет построить 30 церквей в память о рано ушедшем из жизни супруге. Посетив Севанаванк и встретив там настоятеля монастыря - будущего Католикоса Маштоца Егивардеци, она жертвует средства на реконструкцию монастыря и сооружение церквей Сурб Аракелоц (Св Апостолов) и Сурб Аствацацин (Св. Богоматери).

Были также построены монашеские кельи, хозяйственные сооружения и притвор с четырьмя колоннами, пристроенный к церкви Сурб Аствацацин. До наших дней дошли только две деревянные колонны и их орнаментированные капители.


/Текст информационного стенда/



Севанаванк монастырь


Церковь Сурб Аракелоц (Сурб Карапет)

Небольшая церковь Сурб Аракелоц (Сурб Карапет) представляет собой трехапсидное сооружение с ризницей на южной стороне. Как утверждает надпись, сделанная на южной грани барабана купола, Церковь была построена княгиней Мариам в 874 году. "По воле госпожи Сюника Мариам возвел церковь во имя святых апостолов..." Там же белой краской нанесена надпись, что церковь была отремонтирована в 1651 году. Здесь церковь именуется уже как Сурб Карапет: "В год 1651 обновил [церковь] Сурб Карапета". Данная надпись указывает на то, что в XVII веке церковь была переименована в Сурб Карапета - явление, которое в средние века встречается также и в других местностях.

Церковь Сурб Аракелоц (Сурб Карапет) была выложена из груботесаного базальта и гладкотесаного туфа. Строения подобного типа имели широкое распространение среди армянских архитектурных сооружений VI-VII веков. Трехапсидные сооружения известны также под названием "триконх". Дверная перемычка юго-западного входа имеет простую композицию.


/Текст информационного стенда/



Севанаванк монастырь



Эти цветы на склоне чуть выше монастыря называются мускари армянский.

мускари армянский - Севанаванк монастырь



Севан под утренним солнцем

Севан под утренним солнцем - Севанаванк монастырь



Севанаванк монастырь



Дорога вдоль Севана на север

Дорога вдоль Севана на север - Севанаванк монастырь



Кажется, что дома стоят прямо в воде

Кажется, что дома стоят прямо в воде - Озеро Севан



Западный берег Севана - вид от монастыря Севанаванк

Западный берег Севана - вид от монастыря Севанаванк - Озеро Севан


Краткий осмотр монастырского комплекса с прочтением всех информационных стендов и фотографированием на фоне церквей и Севана занял у нас всего 45 минут.



Гошаванк монастырь (Goshavank)


До Гошаванка мы добрались к 9:30, когда других туристов еще не было, но сборщики денег за парковку уже проснулись. Вообще парковки возле большинства армянских монастырей платные. Не думаю, что это официальный бизнес, скорее способ подзаработать местным жителям. Такса почти везде одинаковая - 200 драм за машину.


История монастыря Гошаванк связана в первую очередь с личностью армянского просветителя Мхитара Гоша, который жил в конце XII века, как раз в то время, когда Армения вошла в состав грузинского государства и правили ею князья Закаряны, при которых Гош и был консультантом по теологии и правоведению. Это, собственно, время царицы Тамары. В 1118 году землятресение разрушило монастырь Гетик и Гош решил построить новый Гетик - Нор-Гетик. Первым делом построили деревянную церковь Иоанна Крестителя (Сурб Карапет), а затем некий Вахтанг Хаченаци из Арцаха проплатил постройку храма, который был заложен в 1191 и закончен в 1196 году - это и есть сохранившийся по сей день храм Сурб Аствацацин.

После постройки основного храма к нему пристроили с запада гавит (1197 - 1203). Чуть позже начали строить крестово-купольную церковь Святого Григора: начали в 1208, закончили в 1241, уже после монгольского нашествия. Одновременно построили небольшой храм в честь Григория Просветителя (строился с 1237 по 1241 год).

Это значит, что когда хорезмийцы и монголы шли на Лори, храм Сурб Аствацацин с гавитом уже стоял, храм Св. Григора был еще недостроен, в храм Св. Григория только заложен. Удивительно, что этот последний успели достроить в те кризисные годы.

Уже в последнюю очередь построили храм со звонницей. Он был начал в 1241 и закончен в 1291, и можно предположить, что его строили на средства, добытые в совместных грузинско-монгольских походах на сельджуков.

В 1957—1966 годах памятники Гошаванка были реставрированы. В 1972 году здесь был создан историко-архитектурный музей.

До сегодняшнего дня сохранились многие рукописи, написанные в Гошаванке.


Инициатором возведения монастыря стал выдающийся армянский мыслитель и государственный деятель Мхитар Гош. И вот в далеком 1188г. на том самом месте, где некогда стоял монастырь Гетик, вознесся к небу Нор-Гетик (новый Гетик). После смерти Мхитара Гоша монастырь переименовали в его честь.


Памятник Мхитару Гошу

Памятник Гошу - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Свод купола церкви

Свод купола церкви - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Храм сильно пострадал от землетрясений - на стенах видны трещины

Храм сильно пострадал от землетрясений - на сьенах видны трещины - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Мощные цилиндрические колоны

Мощные цилиндрические колоны - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Лестница в боковое помещение с очень высокими и неудобными ступенями.

Лестница в боковое помещение с очень высокими инеудобными ступенями. - Гошаванк монастырь (Goshavank)



На капителях надписи на армянском, на самих колоннах вырезаны кресты.

На капителя надписи на армянском, на самих колонах вырезаны кресты. - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Прямо у входа в церковь Св. Григора стоит великолепный хачкар, созданный одним из лучших мастеров того времени, Погосом. Он считается самым красивым хачкаром Армении. Узоры, высеченные на камне, как будто вышиты на нем. Уникальная техника исполнения столь сложной композиции просто поражает.

Один из красивейших хачкаров. - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Вход в церковь

Вход в церковь - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Каменная вязь на тимпане церкви

Каменная вязь на тимпане церкви - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Здесь колонны украшены древним узором - типа канат.

Здесь колоны украшены древним узором - типа канат. - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Обломок хачкара

Обломок хачкара - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Хачкары

Хачкары - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Часовня на склоне холма - от неё открывается красивый вид на монастырь, но мы к ней не пошли.

Гошаванк монастырь (Goshavank)



Гошаванк монастырь (Goshavank)



Напротив монастыря торговая лавка и маленькое кафе. В одном из отчётов прочитал, что там можно и переночевать.

Напротив монастыря торговая лавка и кафе - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Свод с перекрещивающимися арками

Свод с перекрещивающимися арками - Гошаванк монастырь (Goshavank)



Гошаванк монастырь (Goshavank)



Древняя каменная кладка - такую нам видеть еще не приходилось.

Это полуразрушенное учебное здание - основная загадка всего комплекса. Почему-то здесь применили совершенно не свойственную армянам технологию: сложили стены из огромных глыб. Здание построили не из туфа, не из вулканического темно-серого камня, а из больших глыб совершенно нетривиальной породы. Совершенно непонятно, как при этом строился свод здания. Он не сохранился и можно строить только предположения.

Древняя каменная кладка - такую нам видеть еще не приходилось - Гошаванк монастырь (Goshavank)


С осмотром Гошаванка мы управились меньше чем за полчаса, еще минут 20 у нас ушло на кофе и чай с чабрецом в маленькой кафешке напротив монастыря.

Пожалуй, Гошаванк впечатлил меня меньше всех монастырей, которые мы видели в эту поездку по Армении.




Агарцин монастырь


Вид на монастырь Агарцин от маленькой, но платной парковки.

Вид на Агарцин - Агарцин монастырь



Монастырь Агарцин

Монастырь находится в верховье одноименной реки (приток реки Агстев), в 18 км от Дилижана. Территория средневекового монастыря довольно большая. Сюда входит Церковь Св. Григора (XI в.), Церковь Св. Аствацацин (1281 г.), Церковь Св. Степанос (1244 г.), часовня XIII в., усыпальница царского рода Багратидов (XII в.), трапезная (1248 г.) и различные помещения для монастырских служб, возведенные в XII-XIII вв.

Комплекс Агарцин расположен высоко в лесистых горах, где водятся орлы, а название монастыря с армянского языка переводится как «игра орлов». Образ орла – гордой сильной птицы – часто встречается в стенах Агарцина. Так скульптурная группа восточного фасада церкви Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) изображает двух мужчин в монашеском одеянии и орла, сидящего на куполе церкви.

Самое древнее сооружение Агарцинского комплекса - церковь Святого Григора. Она была построена в XI в. бежавшими от преследований монахами из Западной Армении, подвластной Византии. Сама церковь небольшая - прямоугольная в плане. Внутреннее пространство выполнено в виде креста. Венчает церковь конусообразный купол на восьмигранном барабане. В конце XII века к церкви были добавлены пристройки - маленькая церквушка из голубого базальта со сводчатым перекрытием, притвор - помещение, объединяющее место моления и погребения.

В 1244 г. была построена небольшая церквушка Святого Степаноса - миниатюрная копия главной церкви Святого Григора.

Трапезная являет собой редкий образец архитектуры. Она была возведена зодчим Минасом в 1248 г. Помещение разделено на две квадратные части, перекрытые системой перекрещивающихся арок. Вдоль стены проходят каменные скамьи, а на западном торце, возле двери – широкий арочный проём, предусмотренный для входа и выхода многочисленных паломников.

Церковь Св. Аствацацин (Св. Богородицы) первоначально была сооружена в XI в., заново перестроена в 1287 г. Это самое крупное сооружение монастыря, доминирующее над всем ансамблем. Шестнадцатигранный купол церкви украшен лепными арками, которые увеличивают высоту купола и делают его более стройным и величественным. Само здание церкви имеет крестово-купольную архитектуру с пышным декоративным оформлением фасадов.

В XIII в. монастырь становится крупным центром духовной и культурной жизни Армении. Рядом с трапезной сохранились развалины монастырской кухни, на подходах к монастырю видны руины нескольких часовен. У южной стены притвора церкви Св. Григора сохранились основания усыпальниц двух могил царей из династии Кюрикидов с надписями: «Царь Смбат» и «Это могила царя Гагика» (X - XI в.в.).



Свод восстановленной трапезной.

Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Вот как выглядел Агарцин 100 лет назад.

Вот как выглядел Агарцин 100 лет назад. - Агарцин монастырь



Современное строительство прямо напротив монастыря.

Современное строительство прямо напротив монастыря. - Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Солнечные часы и армянская вязь на стене церкви

Солнечный часы и армянская вязь - Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Барельеф

Барельеф - Агарцин монастырь



Обломок знаменитого дуба. Дуб присутствует на большинстве более ранних фотографиях монастыря, видимо, он погиб относительно недавно.

Хачкар и обломок знаменитого дуба - Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Видно, что крест на стене восстановлен недавно.

Видно, что крест на стене восстановлен недавно - Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Птичка

Птичка - Агарцин монастырь



Вид на монастырь Агарцин с дороги.

Вид на монастырь Агарцин с дороги - Агарцин монастырь



Агарцин монастырь



Если пройти по дороге 200 метров от монастыря в обратном направлении, то справа в лесу видны старые хачкары и руины.

Хачкары и руины - Агарцин монастырь



Место очень живописное и по своему не менее интересное, чем сам монастырь.

Агарцин монастырь



Хачкары в лесу

Если пройти по дороге 200 метров, то видны старые хачкары в лесу - Агарцин монастырь



Вид на Агарцин - сюда можно дойти хотя бы из-за него - Агарцин монастырь



Открыточный вид на Агарцин - сюда можно дойти хотя бы из-за этого вида.

Руины с древней кладкой в лесу - Агарцин монастырь



Руины с древней кладкой в лесу.

Агарцин монастырь



Здесь очень красиво осенью, когда окрестные буковые леса окрашиваются в золотистые цвета увядающей листвы.

Агарцин монастырь



Дилижан (Dilijan)


В Дилижан мы приехали ровно в полдень. Плотный график не предполагал прогулки по городу (знаем, что здесь есть одна отреставрированная красивая улочка), мы ограничились осмотром памятника героям фильма "Мимино". Мимо памятника вы никак не проедете, т.к. он расположен на перекрестке главных дорог, проходящих через Дилижан.

Памятник Мимино - Дилижан (Dilijan)



Фрунзик Мкртчан с натёртым носом. Тереть разные части скульптур - международная традиция. В каждом приличном городе есть определённая статуя, а у неё конкретное место, если потереть которое, то ваш ждут различные благости. Некоторые из них широко известны, такие как статуя Джульетты в Вероне (которой надо потереть грудь) или фигурка Святого на Карловом мосту в Праге. Интересно, что в последнее время таких мест становится все больше...

Фрунзик Мкртчан с натертым носом - Дилижан (Dilijan)



Матосаванк



Матосаванк — небольшой монастырь, расположенный в горном лесном массиве Национального парка «Дилижан», в 3,5 км к северо-западу от города Дилижан в Тавушской области Армении.

Находится вблизи от монастыря Джухтакванк. Комплекс в настоящее время находится в руинах, частично присыпан землей, состоит из церкви (без купола), притвора и книгохранилища, примыкающих друг к другу.

Согласно надписи на главном фасадном камне — церковь построена в 1205 году, возведена из грубо тесанных камней и имеет небольшое строение, покрытое сводом, однако купол отсутствует. У входа в церковь, по обеим сторонам, установлены хачкары. С западной стороны к церкви прилегает здание притвора, являющее собой квадратное помещение со сводчатым перекрытием. Стены построены из грубо тесаных камней, оштукатурены изнутри. Освещается единственным окном, которое находится на западной стене. На полу лежит несколько надгробных плит (надписи на них неразборчивы от времени).

К южной стороне церкви примыкает книгохранилище — небольшое помещение со сводчатым покрытием, находится в очень плохом состоянии одна из стен на 50 % разрушена.



Чтобы доехать до Матосаванка по лесной дороге, надо прямо здесь свернуть направо и преодолеть ручей вброд (для пешеходов чуть дальше есть узенький мостик). При нас такой маневр провернул УАЗик, но Дастеру такие приключения противопоказаны. Впрочем, до Матосаванка даже на УАЗике доехать почти нереально.

"Сюда, мой друг, пешком
И только с рюкзаком,
И лишь в сопровождении отваги..."
(с) Визбор

Чтобы доехать до Матосаванка по лесной дороге надо прямо здесь свернуть направо и преодолеть ручей вброд. - Матосаванк



Горный ручей бурный и очень холодный.

Горный ручей бурный и очень холодный. - Матосаванк



Преодолеть эту дорогу можно только на тракторе или специально подготовленном внедорожнике, а лучше сразу пешком в гору.

Преодолеть эту дорогу можно только на тракторе или специально подтовленном внедорожнике - а лучше сразу пешком. - Матосаванк



Матосаванк



Матосаванк



По дороге растут дикие яблони и груши - они все были в цвету.

По дороге растут дикие яблони и груши - они все были в цвету. - Матосаванк



Очень оригинальный крест на крыше руин церкви

Очень оригинальный крест на крыше руин церкви - Матосаванк



Хачкар у руин

Хачкар у руин - Матосаванк



Частично обвалившийся купол церкви.

Частично обвалившийся купол - Матосаванк



Маленькое помещение всё украшено хачкарами.

Маленькое помещение всё украшено хачкарами. - Матосаванк



Свод с каменной кладкой.

Свод с каменной кладкой - Матосаванк



Пролом в стене

Пролом в стене - Матосаванк



Матосаванк



Вид на руины снаружи

Вид на руины снаружи - Матосаванк


На дорогу пешком до Матосаванка, его краткий осмотр (смотреть-то там практически нечего) и дорогу обратно к машине мы потратили полтора часа.

Имейте в виду, что придется идти в гору почти без тропы. Место, конечно, атмосферное и симпатичное, но стоит ли тратить на него столько времени - решайте сами.


Дороги Армении


Я ранее обещал рассказать об армянских дорогах, и вот выполняю своё обещание.



Армянские дороги

Возможно, нам просто сильно не повезло, но армянские дороги оставили у нас довольно тяжелое впечатление. Вблизи Еревана дороги относительно хорошие, но чем дальше от столицы, тем страшнее.

Асфальтовые дороги имеют огромное количество ям разного размера и глубины. Порой даже на скоростном участке неожиданно попадаются такие ямы, что приходится резко тормозить, а потом объезжать их по обочине.

Видно, что везде идет активный ремонт дорожного покрытия, но этот ремонт оставил одно из самых сильных впечатлений об Армении.

Технология ремонта такая же, как во многих странах мира и состоит из трёх этапов:

  1. Сперва вокруг трещины или выбоины с помощью специальной дорожной техники в асфальте вырезается прямоугольный пласт асфальта - в результате в покрытии получается аккуратная прямоугольная яма во всю глубину верхнего слоя асфальта (около 5 см.)
  2. Потом края этих прямоугольных ям заливаются гудроном, чтобы обеспечить лучшее сцепление с новым асфальтом.
  3. В конце обработанная яма засыпается новым асфальтом и утрамбовывается катком.

Армянский дорожный колорит заключается в том, что эти три операции делают три разные ремонтные бригады: одна делает прямоугольные ямки, вторая - заливает края гудроном, третья - укладывает асфальт. В своём путешествии мы видели все три эти бригады, но проблема оказалась вот в чем:

Первая бригада работает гораздо быстрее двух других. Она уже почти закончила всю свою работу и практически все дороги Армении сплошь покрыты многочисленными прямоугольными ямами. Ездить по этим ямам гораздо хуже, чем по простым трещинам или рытвинам, т.к. они имеют глубокие прямые края, расположенные перпендикулярно движению автомобиля. Убить подвеску - раз плюнуть.
Две другие бригады никак не могу угнаться за первой. Я не знаю, в чём причина низкой скорости работы двух других бригад (может им вовремя не привезли гудрон и асфальт, может быть, что-то ещё), но отстают они от первой бригады уже на несколько сотен километров...

Очень надеюсь, что к моменту, когда в Армению поедете вы, все дороги уже будут полностью отремонтированы…


Несколько особенностей армянских дорог:




Типичная армянская дорога хорошего качества - двусторонняя без разметки, но без ям.

Хорошая дорога - Дороги Армении



Улица города после первого этапа ремонта дороги.

Прямоугольные ямы давно подготовлены для ремонта, но местные жители, похоже, здесь уже смирились с таким положением вещей.

Прямоугольные ямы давно подготовлены для ремонта, но, похоже, здесь уже смирились с таким положением вещей. - Дороги Армении



В некоторых местах ям больше, чем оставшегося асфальта

В некоторых местах ям больше, чем оставшегося асфальта - Дороги Армении



Еще одна отличительная черта армянских сёл - жёлтые трубы, тянущиеся к каждому дому вдоль дороги - это признак прогресса, газ, который теперь подвели в большинство сёл Армении.

Желтые трубы вдоль дороги в населенных пунктах - признак прогресса, это газ, который теперь подвели в большинство сел Армении. - Дороги Армении



Улица города, после первого этапа ремонта дороги. - Дороги Армении



Животных на дорогах довольно много - естественно, в основном они попадаются в сёлах или на небольших сельских дорогах, но бывают и исключения.

Одинокий ослик бездумно стал переходить дорогу прямо перед нашей машиной.

Одинокий ослик - Дороги Армении



Типичная картина - коровы на дороге. В данном случае на горной дороге в закрытом повороте - будьте осторожны.

Типичная картина - коровы на дороге. В данном случае на горной дороге в закрытом повороте - будьте осторожны. - Дороги Армении



Опять ослики - идут куда-то по своим делам.

Опять ослики - идут куда-то по своим делам. - Дороги Армении



Эта отара также была без пастуха - её с трудом удалось согнать с дороги. Тупые овцы лезли прямо под колеса.

Эта отара также была без пастуха - её с трудом удалось согнать с дороги. Упрамые овцы лезли прямо под колеса. - Дороги Армении



Наверное, они сами идут в деревню - значит не такие уж и глупые.

Наверное, они сами идут в деревню - значит не такие уж и глупые. - Дороги Армении



В этот день наше путешествие мягко переросло в приключение.

В Ванадзоре мы выехали трассу М6 и свернули направо, куда нас уверено вёл навигатор. Планировали посетить руины средневекового монастыря св. Григора (монастырь Барзракаш) в лесу недалеко от села Дсех (я потратить очень много времени в интернете, чтобы найти координаты этого монастыря и узнать, как до него добираться!), а также осмотреть фрески монастыря Кобайр.

Но этим планам не суждено было сбыться, т.к. трасса М6 неожиданно кончилась…

Наверняка ещё в Ванадзоре был какой-нибудь указатель, который сообщал, что трасса М6 закрыта на ремонт. Но то ли мы его не заметили, то ли он был на армянском языке, но мы смело и глупо поехали в никуда!

Дорога в никуда, но ведь по ней ездят! - Дороги Армении



Обманывало то, что несмотря на явные признаки ремонта, по дороге ездили легковые машины и мы надеялись, что столкнулись лишь с небольшим участком ремонтируемой дороги, который скоро кончится. Наверное, это были машины жителей местных сёл, к которым просто нет другой дороги.

Здесь дорогу то ли подмыло, то ли был такой обвал, но ехать стрёмно.

Здесь дорогу толи подмыло, толи такой обвал, но ехать стремно. - Дороги Армении



В общем, мы надеялись на лучшее и продолжали двигаться вперёд, объезжая всё более глубокие ямы и строительную технику, пока дорога не кончилась совсем… Водитель строительного грузовика посоветовал нам искать дорогу в объезд через горные сёла, что мы и попытались сделать.

По горным сельским дорожкам бодро гоняют только "Нивы". Вообще, на дорогах вдали от Еревана всё ещё преобладают старые автомобили времен СССР.

По горным сельским дорожкам бодро гоняют только



Эта горная дорога как карте обозначена как шоссе Н22.

Преобладают старые автомобили времен СССР. - Дороги Армении



Большое горное село - на склоне виден одинокий хачкар

Это большое горное село - на склоне виден одинокий хачкар - Дороги Армении



Местный житель тащит дерево на дрова

Местный житель тащит дерево на дрова - Дороги Армении



Где-то там над нами монастырь Барзракаш (Bardzrakash), к которому мы так и не попали...

Где-то там над нами Surb Grigor Bardzrakash Monastery - Дороги Армении



В довершение неприятностей хлынул ливень, что на горных дорогах без твёрдого покрытия особенно неприятно. Там, где прошел дождь, дорога моментально становится скользкой и мягкой. К счастью, мы уже спускались с гор назад к трассе М6.

Там, где прошел дождь, дорога моментально становится скользкой и мягкой. - Дороги Армении


Сделав приличный крюк и немного поплутав по горным дорожкам, мы вернулись на ремонтируемую трассу М6 в районе села Туманян и дальше уже без особых проблем добрались до поворота на село Ахпат.



В Ахпат мы приехали к 19 вечера. Заселились в отеле "Ахпат" прямо напротив входа в монастырь. Хозяева отнеслись к нам очень радушно - пригласили на вечерний чай, утром приготовили вкусный завтрак. Хозяйка (бывшая учительница истории) рассказала много интересного об истории и местных обычаях. Жаль только, что мы провели в этом месте всего одну ночь. За два номера мы заплатили 28800 драм. Место очень приятное - рекомедуем.

Отель


Оставив вещи в номерах, мы поспешили к монастырю, чтобы успеть его осмотреть пока не стемнело и на закрыли калитки монастыря.



Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Монастырь Ахпат расположен на небольшом плато, окружённом ущельями. Основан в 976 году при Ашоте III Милостивом. В основании монастыря значительную роль сыграла царица Хосровануш. В X—XIII веках был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья.

Со 2-й пол. XII века Ахпат становится духовно-религиозным центром Лорийского царства. Сюда из соседнего Санаина была перенесена усыпальница царского рода лорийских Багратидов — Кюрикидов. В 1081 году в Ахпате был рукоположен в сан католикоса армянский епископ Анийский и Ширакский Барсег, что свидетельствует о всеармянском значении монастыря. С конца XI века Лори (Ташир-Дзорагет), как и вся Армения, подвергается набегам турок-сельджуков, в 1105 году монастыри Ахпат и Санаин были разграблены эмиром Кзылом, а в 1118 году царство пало.

Территория Ташир-Дзорагета была освобождена от сельджуков и присоединена к Грузии Давидом Строителем. Со 2-й пол. XII века Ахпат принадлежал армянским княжеским родам Арцруни, затем Захарян. В XV—XVII веках влияние рода Закарянов ослабло, отныне в монастыре пребывали владыки («парон-теры»), совмещавшие княжескую и духовную власть. На протяжении XVII—XVIII веков по причине частых нападений лезгин предстоятели Ахпата вынужденно находились в Тифлисе.

Во второй половине XVIII века несколько лет в монастыре жил знаменитый поэт Саят-Нова. В позднее средневековье уделы Армянской Церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Касаха, кроме Санаинского, подчинялись архиепископу Ахпата. В 1822—1826 годах из-за обострения русско-иранских отношений из Эчмиадзина в Ахпат переехал католикос Епрем I. После присоединения Восточной Армении к России монастырь стал духовным центром Сомхита и Касаха с обширными угодьями, деревнями и т.д.

В начале XX столетия Ахпат опустел, лишившись большей части своих владений. Вновь открыт при католикосе Вазгене I, в настоящее время является действующим монастырём.



Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Каменная резьба

Каменная резьба - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Монастырский комплекс

Монастырсктй комплекс - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Старейшая постройка Ахпатского монастыря, церковь Сурб Ншан (Святого Знамения), появилась в 972 году. Местные жители передают из поколения в поколение предание о прекрасной царице Хосровануш, жене Ашота III Багратуни, которая повелела основать в этом небольшом лорийском селе монастырь в честь ее сыновей Смбата и Кюрике. Не поскупившись, венценосные супруги выписали из Ани, тогдашней столицы Армении, самого лучшего зодчего по имени Трдат.

После падения династии Багратуни монастырь Ахпат некоторое время пребывал в запущении и упадке, однако в 1064 году он был передан в дар князьям Закарянам, которые возродили его былую славу. Под покровительством Закарянов Ахпат обзавелся колокольней, книгохранилищем и просторной трапезной. Внутри церкви Сурб Ншан появились красивейшие фрески, а сам монастырский комплекс был расширен более, чем втрое.



Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Покосившаяся калитка

Покосившася калитка - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Усыпальница рода Уканянц с часовнями, увенчанными хачкарами

Хачкары над гробницами - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Гробница

Гробница - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Хачкар

Богатая резьба - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Часовня

Часовня - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



В XII веке Ахпат стал крупнейшим культурно-религиозным центром не только области Лори, но и всей Армении. Грамматику, философию и теологию в школе при монастыре преподавали выдающиеся деятели армянской науки и культуры Ованнес Саркаваг, Самуел Анеци и Ованес Ерзнкаци. Ахпат был также известен своей единственной в округе типографией. Последней не было даже у его извечного конкурента монастыря Санаин, который находится всего в шести километрах.

Так же, как и Санаин, Ахпат неразрывно связан с именем великого армянского ашуга Саят-Новы. Но если в Санаине поэт и композитор провел первые годы своей жизни, то в Ахпатском монастыре – последние. В 1786 году грузинский царь Ираклий II, у которого Саят-Нова долгие годы служил придворным певцом, внезапно подверг его опале. По одним сведениям, Саят-Нова стал жертвой наветов и клеветы, по другой – поэт закрутил страстный роман с принцессой Анной, сестрой Ираклия. Так или иначе, но ашуга постригли в монахи и сослали в Ахпат, где он провел последние двадцать лет своей жизни. Среди жителей села до сих пор ходит легенда о том, что вопреки распространенной версии, Саят-Нова так никуда и не уехал из монастыря, и настоящую его могилу следует искать не в Тбилиси, а именно в Ахпатском монастыре, у плакучей ивы на заднем дворе церкви Сурб Ншан.



Интерьер - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Гавит Амазаспа — просторный зал с 4 колоннами, самый большой среди подобных в Армении, построен в 1257 году

Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Купол со световым окном

Купол со световым окном - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Мощные цилиндрические колоны - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Этот хачкар совсем не похож на другие по исполнению - это Аменапркич (Всеспаситель, 1273 год)

Этот хачкар совсем не похож на другие - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Удивительные примыкающие друг к другу арки

Удивительные примыкающие друг к другу арки - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



В XI—XV веках широкую известность в Армении приобрели скрипторий и школа, основанные в Ахпате в X веке первым настоятелем монастыря — известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающиеся деятели армянской науки и культуры Ованнес Имастасер, Самуел Анеци, Еремия Андзревик, Давид Кобайреци, Ованес Ерзнкаци и др. преподавали здесь грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и проч. В монастыре рукописи не только создавались, но и реставрировались, велась текстологическая работа, в частности исследовались Псалмы и «Огласительные и тайноводственные поучения» Кирилла I Иерусалимского. Ахпат славился своей школой миниатюристов, здесь был создан знаменитый памятник миниатюры «Ахпатское евангелие» (1211 год).

В XI веке при монастыре возле церкви Сурб Ншан была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием армянских средневековых рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В Ахпате хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в настоящее время в Матенадаране). Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания монастыря Ахпат), упоминается список Библии 951 года. В 1931 году из Ахпата в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, прочие считаются утраченными.



Книгохранилище - в нем хранились не только книги, но и продукты. Круглые дыры в полу - это закопанные большие ёмкости для хранения зерна. Правда, в другом источнике прочитал, что в этих кувшинах в полу хранились свитки древних рукописей... другого способа не нашли что ли?

Книгохранилище - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Книгохранилище было построено в середине XI века, затем перестраивалось в 1258—1262 годах.

Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Свод книгохранилища

Свод книгохранилища - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Под арками монастыря

Под арками монастыря - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Хачкары

Хачкары - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Отдельно стоящая трехъярусная колокольня (1245) с семигранной ротондой-звонницей послужила образцом для поздних колоколен Армении.

Колокольня - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Колокольня и двор монастыря

Колокольня и двор монастыря - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Потрясающие виды от Ахпата.

Потрясающие виды от Ахпата - уже смеркается - Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Виден столб дыма от меднохимического комбината Алаверди - этот дым будет виден потом еще на многих фотографиях Ахпата и Санаина.

Ахпат монастырь (Haghpat Monastery)



Этими красивыми видами закончился наш очередной день путешествия по Армении - трудный, но очень интересный.





<< ПРЕДЫДУЩАЯ СТРАНИЦА | ПЕРВАЯ СТРАНИЦА | СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА >>



СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:

  • Пролог, маршрут
  • 1-й день: Ереван
  • 2-й день: Хор Вирап, Нораванк, Караундж, Татев, Сатанинский мост
  • 3-й день: Хндзореск, Джермук, Гндеванк, Селимский перевал, Норатуз, Айраванк
  • 4-й день: Севанаванк, Гошаванк, Агарцин, Дилижан, Матосаванк, Ахпат
  • 5-й день: Ахпат, Ахтала, Санаин, Одзунский монастырь, крепость Лори
  • 6-й день: Аричаванк, гора Арагац: озеро Кари и крепость Амберд, Сагмосаванк, Кармравор, Звартноц
  • 7-й день: Эчмиадзин, церкви Святых Гаянэ и Рипсиме, Гарни, монастырь Гегард
  • Итоги поездки




    Знаменский Андрей
    Знаменский Андрей